Архив онлайн-конференций
Школы исторической каллиграфии
Для кого и зачем?
Задача наших конференций – представить мир каллиграфии в самых разных его аспектах. А еще мы хотим, чтобы разные каллиграфические тусовки (а их, к счастью, уже немало) имели возможность соприкоснуться друг с другом. Пускай человек, который раньше писал только акварелью, впервые возьмет в руки плакатное перо, а любитель копперплейта узнает, что такое, скажем, полуустав или готическая бастарда.

Соответственно, наша аудитория всегда очень пестрая: это и совсем новички, и люди с каллиграфическим опытом :)

Все наши конференции бесплатны для участия онлайн.
Записи конференций продаются за небольшие деньги.

Подборка записей про каллиграфию острого пера
Всё, что было на нашей конференции про каллиграфию острого пера – в основном, про английский курсив (Copperplate).

[Подробности]
Подборка записей про древнерусскую каллиграфию
Целый ряд мастер-классов и лекций про древнерусскую каллиграфию от ведущих специалистов

[Подробности]
Подборка записей про каллиграфию мира
Выступления, посвященные национальным традициям письменности и каллиграфии: Израиль, Китай, Япония...

[Подробности]
1. День славянской письменности и культуры (май 2020)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Андрей Санников, основатель школы, пишет имена всем желающим, используя один из древнерусских типов письма, и параллельно рассказывает об алфавите, каллиграфии и именах.
Надя Алимова
Каллиграф, художник
Надя Алимова, каллиграф, художник и журналист, берет в руки айпад и пишет всем желающим их имена английским курсивом, параллельно показывая и рассказывая, как использовать айпад для каллиграфии.
Анастасия Минаева
Каллиграф
Анастасия Минаева, каллиграф и блогер, рассказывает о спенсерианском письме и его кириллической версии.
Светлана Гурьянова
Филолог, блогер
Светлана Гурьянова, филолог и блогер, автор блога @istoki_slova и канала «Восстание редуцированных», рассказывает о началах славянского алфавита, о том, как научиться отличать научные факты от фантазий лингвофриков, и отвечает на вопросы.
Дарья Романова
Каллиграф, художник
Дарья Романова (Шеломкова), каллиграф и художник, рассказывает об одном из самых молодых каллиграфических инструментов – о брашпене – и демонстрирует секреты этой техники.
2. Конференция «Весенняя каллиграфия» (апрель 2022)
Андрей Санников (Москва)
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Рассказ Андрея Санникова, каллиграфа и филолога, о самом его любимом — эволюции букв. С пером в руках он расскажет о том, как и по каким законам буквы меняют свои формы. Почему наряду с формой Г «кочергой» у нас есть форма г «червячком» и как вышло, что в кириллице форма т — это буква Т, а в латинице это буква М.
Светлана Молодченко (Москва)
Художник, каллиграф, дизайнер
Светлана — совершенно фантастический миниатюрист. Ее буквицы и орнаменты, вдохновленные лучшими историческими образцами, уже много лет поражают воображение каллиграфов и художников. На нашей конференции она согласилась поделиться секретами работы над копией орнамента царской грамоты конца XVII века.
Юрий Ковердяев (Москва)
Соруководитель Школы исторической каллиграфии.
Каллиграф, дизайнер ценных бумаг
На нашей конференции Юрий Иванович рассказывает о немецком готическом курсиве, точнее, его каллиграфизированной разновидности. И хотя сам термин «готическая бастарда» звучит чуть ли не пугающе и уж точно не по-весеннему, мастер покажет, какая невероятная жизненная сила (по-настоящему весенняя!) кроется в этих исторических формах и как гармонично в этой стилистике смотрится наша родная кириллица.
Александр Боярский (Санкт-Петербург)
Каллиграф, художник
Плоское перо. Путь мастерства.
На этом мастер-классе Александр покажет приемы работы плоским инструментом, которые помогут вам подняться на уровень выше.
Для мастер-класса понадобится блок листов в клетку А4, а также плоское перо или Pilot ParallelPen 3,8мм или 2,4мм
NIKOLIETTA (Варвара Пантелеева), Москва
Каллиграф, художник
Завитки и росчерки – именно они будоражат нас с первого взгляда! Именно они вдохновляют нас взяться за перо и начать творить. Ведь «росчерк — это наиопаснейщая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то этакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него» (Ф. М. Достоевский, «Идиот»).

Так давайте же разберемся в гармонии завитков и будем вместе вдохновляться письмом!
Дарья Романова (Москва)
Каллиграф, художник,
основатель и педагог «Школы каллиграфии Дарьи Романовой»
Конференцию завершает каллиграфический перформанс от Дарьи Романовой: непревзойденного каллиграфа и художника. Владея целым веером каллиграфических техник и типов письма, Дарья осмысляет их, превращая в единое поле для творчества. Этот перформанс – квинтэссенция творчества для любых зрителей, и тех, кто давно занимается каллиграфией, и тех, кто прежде брал в руки только гелевые ручки :)
специальный гость
Дария Джемс-Леви (Санкт-Петербург)
Художник-график, каллиграф, иконописец
3. Конференция «Вдохновение каллиграфии» (май 2022)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Как приручить вязь.

Речь пойдет в первую очередь о принципах композиции вязи. Андрей подробно объяснит, как сочетаются буквы в вязи, по каким принципам из них складывается надпись и покажет, каким бесчисленным множеством способов можно написать один и тот же текст. А главное – какое удовлетворение дает чувство контроля над буквами!
Наталия Юркова
Каллиграф
Каллиграфия и ручная гравировка.

Как известно, от инструмента качественно зависит характер письма. Плоская кисть, острое перо, карандаш или просто палец...ну а если мы попробуем поработать гравировщиком и перенести свои буквы на стекло или металл?

Что нужно учесть, как передать красоту линии, какой инструмент подобрать, какие особенности учесть при работе гравировщиком? Все эти вопросы разберем на мастер-классе.
Сабина Алиярова
Каллиграф
«Вдохновляясь старыми образцами»

Если вы уже освоили классику и не знаете, куда двигаться дальше, одним из источников поиска новых форм может стать русская каллиграфия. Это кладезь идей для современного каллиграфа, художника, дизайнера.

На мастер-классе на примере одного исторического образца мы попробуем увидеть направление для работы и создадим надпись, используя остроконечное перо.
Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Музыкальная каллиграфия.

Каллиграфы, изучая средневековые рукописи, нередко встречают в них нотные знаки, но обычно просто скользят по ним глазами как по чему-то не информативному. На этом мастер-классе мы, наконец, сможем услышать, как все это звучало, и вникнуть в эту удивительную систему записи мелодий.

Ведь византийские и древнерусские певческие книги, которые копировались церковными музыкантами в течение более десяти веков, представляют собой не только прекрасные образцы каллиграфии, но и бесценное сокровище разнообразных звуков и мелодий, которые отражены в причудливых линиях музыкальных знаков разных форм нотации!
Юрий Ковердяев
Соруководитель Школы исторической каллиграфии,
каллиграф, дизайнер ценных бумаг
Как устроены вензеля.

Многие люди, услышав слово каллиграфия, в первую очередь представляют себе вензеля «как у Пушкина».
Но по каким законам строится эта красота? Какие вензеля выглядят гармонично, а какие нет? Приходите на мастер-класс — узнаете )
Юлия Кузнецова
Каллиграф, основатель Школы красивых букв U0026
Между каллиграфией и леттерингом.

Как правило, каллиграфические надписи создаются при помощи строчных (маленьких) букв, но и прописные (большие) буквы могут красиво и динамично собираться в зрелищные надписи. Юлия покажет, как собрать их в озорные работы
Наталья Торопицына
Каллиграф
«В третий раз закинул он невод..»

Все классические каллиграфические почерки можно рассматривать как ясные и очень остроумные графические системы. Те самые сетки-разлиновки, которыми мы пользуемся как вспомогательным инструментом, – и ключ к освоению конкретного вида письма, и средство для работы с ним. Умение видеть и понимать внутреннюю структуру и геометрическую основу дает свободу для вариаций и поиска новых форм.
Светлана Молодченко
Художник, иллюстратор, каллиграф
Филигранный инициал.

Филигрань – техника тончайших узоров, выполненных остроконечным пером. Её также называли «нити Богородицы». Инициалы в такой технике встречаются в европейских манускриптах XIII—XV веков. Тончайшие узоры выполнялись всего несколькими цветами – красным и синим, иногда зелёным, крупные буквицы писались золотом.

На этом занятии мы создадим буквицу с филигранным узором. Мы будем искать гармонию, сочетая повторяющиеся геометрические мотивы и стилизованные растительные формы.
4. Конференция «Перья-крылья» (ноябрь 2022)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Как меняются буквы: от А до Ω.
Наталья Пелих
Каллиграф, художник
(Москва)
Декоративное украшение рукописей; материалы и техники
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Каллиграфические портреты в технике острого пера
Александр Боярский
Каллиграф, художник
(Санкт-Петербург)
Путь к мастерству. Простой карандаш как инструмент для каллиграфии
Надя Алимова
Каллиграф, художник
(Москва)
Каллиграфия прозрачными материалами: эмбоссинг и маскировочная жидкость
Мы обсудим каллиграфию прозрачными (или почти прозрачными) материалами — клеем. Расскажу, что такое эмбоссинг, как удобнее работать маскировочной жидкостью, где всё это можно применить. Какие жидкости и инструменты для этого подходят больше, как их не испортить при работе.

Если вы хотите поработать со мной вместе, то писать будем брашпеном и плоским инструментом.

5. Новогодняя конференция «Перья-крылья» (декабрь 2022)
Влада Ружицкая
Дизайнер, каллиграф
(Москва)
Русская вязь круглой кистью

🔸Подбор материалов для вязи
🔸Основы письма круглой кистью
🔸Написание слов по предварительным заявкам от зрителей😉
Авраам Борщевский
Каллиграф
(Иерусалим, Израиль)
Знакомство с еврейской каллиграфией

Письменность народа Книги существует и развивается более трёх тысяч лет. Сменялись империи и эпохи, а небольшой еврейский народ свято хранил свою культуру, в которой центральное место занимает диалог Творца и человека, зафиксированный в библейских свитках Священного Писания. Ответственной и почётной работой переписывания этих пророческих текстов занимаются писцы-«сóйферы». Об истории, традициях и стилях еврейского искусства письма из иерусалимской мастерской рассказывает израильский мастер сакральной и творческой каллиграфии, обладатель рекордов Гиннесса Авраам Борщевский.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Русская скоропись и новогодняя каллиграфия
Анастасия Минаева
Каллиграф (Москва)
Как красиво фотографировать каллиграфию
Артём Лебедев
Каллиграф, дизайнер (Москва)
Итальянский курсив и новогодняя каллиграфия
Светлана Гурьянова
Филолог, блогер (Москва)
Мифы о славянской письменности

Существовала ли славянская письменность до Кирилла и Мефодия? Что думают ученые о Велесовой книге? Правда ли, что в старых названиях букв кириллицы зашифровано послание? Об этом расскажет популяризатор лингвистики, автор блога @istoki_slova Светлана Гурьянова.
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Акант (акантус): орнамент и его каллиграфическое применение
6. Февральская конференция «Перья-крылья» (2023)
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Римское квадратное капитальное письмо (Capitalis Quadrata Monumentalis).

За полтора часа Юрий Иванович, соруководитель нашей школы, покажет свою авторскую технику написания этого красивейшего исторического типа письма с помощью плакатного пера.
Марина Ханкова
Художник, каллиграф
(Королев)
Художник и каллиграфия

Я хочу рассказать, как эта творческая наука вошла в мои картинки. Кто такая для меня каллиграфия – некая особа, которая давно просилась в моё творческое пространство, и когда-то я думала, что дружу с ней, и мы запросто партнёры. Но однажды я поняла, как глубоко заблуждалась, что эта барышня не так уж проста, что пространство внутри неё бесконечно и непостижимо. И так прекрасно. Что эта особа избирательна, капризна и многолика, тонка и изящна, и что понимание ее сущности доступно только избранным.

Теперь я ухаживаю за ней, как за разборчивой невестой. И, кажется, чем больше я стараюсь, тем дальше я от владения священным мастерством Каллиграфии.

О сложном пути каллиграфии в моем творчестве, о нашем знакомстве, о нашем общем творческом пути.


Катя Шабанова
Каллиграф, основатель онлайн-школы каллиграфии apt. 17
Пошаговый мастер-класс «Росчерки на слове семья»

На встрече мы напишем слово семья в стиле копперплейт и украсим его пышными росчерками. Обсудим основные правила строения росчерков, поговорим о том, как организовать их вокруг слова.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Древнерусский скрипторий

На протяжении двух с половиной часов Андрей Санников работает над переписыванием фрагмента Евангелия, комментирует всевозможные каллиграфические и филологические моменты и отвечает на вопросы.
Мария Запальская
пряничных дел мастер
(Обнинск)
Мария показывает каллиграфические пряники своей мастерской «Новолетье»
Инга Воробьева
Мастер по выделке пергамена
(Краснодарский край)
Выделка пергамена.

Инга и Святослав Воробьевы в семейной сельской мастерской уже 15 лет возрождают искусство выделки русского пергамена, из них последние 5 посвящены сорту «писчий пергамен». Вот о каких вопросах пойдет речь.
📜 Что это за материал и где он применяется.
📜 Как мы пришли к этому ремеслу и развивали его.
📜 Этапы выделки, оборудование, себестоимость.
📜 Сорта пергамена. Образцы наших и зарубежных листов, сравнение.
📜 Кто наши покупатели. Примеры работ заказчиков.
📜 Крашение пергамена. Исторические сведения и современный опыт.
📜 Загадки ремесла которые мы ещё не разгадали.
📜 Пергаменное дело в России сегодня. Перспективы.

Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Древнерусское певческое искусство по рукописям XI–XIII веков.

Речь пойдет обо всех разновидностях русских богослужебных книг раннего периода на примере основных сохранившихся образцов (Минеи, Триоди, Ирмологии, Кондакари из фондов Москвы и Санкт-Петербурга), характерных чертах их украшений, видах музыкальных нотаций, соотношении почерков музыкальных знаков и гимнографического текста и т.д.

Основные характеристики этого периода, как и различные интерпретации звуковой картины древнерусского мира отражены в музыкальном зале выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», которая проходит в ГТГ. Ирина расскажет о творческих поисках в процессе подготовки материалов этого зала.



Егор Лобусов
Врач невролог, психолог, каллиграф
(Москва)

Китайская каллиграфия: путь к пустоте и обратно

В мире каллиграфии китайское искусство письма, а вслед за ним и японское, стоят особняком. Если в средневековой Европе каллиграфия была ремеслом создания текстов, то на Дальнем Востоке каллиграфия почиталась как вершина всех искусств, где соединяется строгость семантики самих письменных знаков с пластичностью и экспрессией их художественного воплощения, оставаясь строго в чёрном цвете, который резко контрастирует с белизной бумаги, воплощая принцип инь и ян, пустоты и наполненности.
Современные школьные прописи
Круглый стол

Какие сейчас используются прописи? Несут ли они в себе преемственность от рукописной культуры прошлого — или порывают с ней? Помогают ли детям не только поставить «почерк первоклашки», но и обрести со временем собственный индивидуальный почерк? Кем составляются — методистами или каллиграфами? Как обстоят дела со школьными прописями в других странах?
В дискуссии участвуют Андрей Санников, Юрий Ковердяев, Светлана Цейтлин, Ксения Амосова, Лариса Покореева и др.
7. Майская конференция «Буквы в истории» (2023)
Юрий Ковердяев и Андрей Санников
Руководители Школы исторической каллиграфии
Обзорный мастер-класс по европейской каллиграфии

На протяжении двух часов руководители Школы рассказывают об эволюции латинского письма от времен римских императоров до Возрождения и вместе с учениками стараются с пером в руках вникнуть в дух этих типов письма.
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг; соруководитель Школы исторической каллиграфии
Английский курсив (он же Copperplate)

За три часа Юрий Иванович рассказывает об одном из самых классических и одновременно востребованных в современном мире исторических типов письма.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук
Иконописная вязь

Андрей Санников рассказывает об использовании славянской вязи в иконописи (как всегда – в исторической перспективе) и учит писать ее острой кистью или брашпеном.
Ольга Федорова
Педагог-психолог, практик; создатель «Творческой лаборатории письма для детей и взрослых»

Как дети осваивают письмо в эпоху гаджетов

Встреча адресована в большей степени родителям будущих первоклассников.
Разберем основные трудности в освоении письма, посмотрим примеры школьных тетрадей. Определим этапы, через которые проходит ребенок в процессе освоения письма. Все это поможет родителям своевременно оказать помощь и поддержку своему ребенку.
В своей работе использую нейропсихологический, мультисенсорный подход и, конечно, опыт обучения каллиграфии.
Мария Запальская
пряничный мастер
(Обнинск)
Пряничные изразцы: всё о технике росписи пряника.
8. Августовская конференция (2023)
Светлана Молодченко (Ереван)
Художник, каллиграф, дизайнер
https://www.behance.net/svmol
Светлана — совершенно фантастический миниатюрист и каллиграф. Ее буквицы и орнаменты, вдохновленные лучшими историческими образцами, уже много лет поражают воображение каллиграфов и художников. На этой конференции она расскажет и покажет, над какими проектами работает в последнее время.
Ольга Любич
(Москва)
Художник книги, реставратор
Основы технологии переплета на примере кодекса
Ольга Федорова
(Москва)
Педагог-психолог, практик; создатель «Творческой лаборатории письма для детей и взрослых»

Почерк: от А до Я

Рассмотрим почерк как навык, сопровождающий человека на протяжении жизни. Как трансформируется почерк: что сохраняется, а что видоизменяется? Насколько прочен навык письма, полученный в советской школе в 50-х - 60-х гг.? Рассмотрим варианты написания букв на примерах возрастной группы 55+

Юлия Разжигаева
Каллиграф
https://juliarazzcalligraphy.com
«Растительный орнамент в творческой работе»

Юлия – прекрасный мастер острого пера и акварелист.
На мастер-классе она покажет, как можно создать визуально сложный растительный орнамент на основе простых форм.


Максим Сазонов
(Осака, Япония)
Японист, каллиграф, член каллиграфических обществ «Тэнсуй» (Хоккайдо) и «Сёто» (Нагано). Автор книги «Японская каллиграфия. Куда ведёт путь письма»
https://vk.com/maki_no_sho
Японская каллиграфия и её выразительные средства. Краткий обзор

На мастер-классе мы поговорим о японской каллиграфии - её развитии, современном положении в Японии и основных выразительных средствах. Кратко рассмотрим основные стили, направления и попытаемся сформулировать отличия от европейской, а также поговорим о важности техники, роли дзэн-буддизма, японского менталитета и почему каллиграфия в Японии считается боевым искусством.
Владислав Баранов
(Казань)
Художник график, каллиграф.
Сооснователь школы русских ремёсел Олеси Ерёминой («Студия русской каллиграфии»)
https://rus-etnos.ru/baranov
Скоропись — приближаясь к монокондилу.

Скоропись — весьма вариативный тип письма. Не только в плане букв: он и включает в себя разнообразные, в том числе самые неожиданные лигатуры. Так же, как в любое время года на русское поле невозможно насмотреться, также можно бесконечно вдохновляться и буквами русской скорописи. Новые открытия, связанные с пластикой и связками букв, для себя может обнаружить даже самый искушённый каллиграф.
На мастер-классе мы поэкспериментируем с лигатурами, попробуем создать эффект непрекращающихся связок между буквами, вплотную приближаясь к монокондилу...
Самые лучшие перья для мастер-класса, конечно, гусиные, но их вполне можно заменить мягкими перьями Вильям Митчел Раундхенд шириной 0.5-1 мм. Можно работать и другими инструментами, используя любое ширококонечное или даже остроконечное перо.
Также понадобится тушь или акварель, бумага, карандаш, ластик.

9. Майские «Перья-крылья» (2024)
Мария Скопина
Каллиграф (Санкт-Петербург)
Самый лучший инструмент. О преимуществах птичьего пера.

Зачем в наше время затачивать птичьи перья, если можно купить металлические на любой вкус? Мария расскажет, в чём уникальность птичьего пера, в чём состоят его плюсы по сравнению с пером металлическим, какие птичье перо открывает возможности для каллиграфа. А также покажет применение птичьего пера на примере нескольких древнерусских образцов и современной свободной каллиграфии.
Александр Боярский
Каллиграф, художник (Санкт-Петербург)
Готическая фрактура и русский полуустав. Что общего?

«Вариативное письмо»,
термин определяющий сплав различных шрифтовых культур,
в результате которого рождается новая письменная эстетика.
Которая позволяет наиболее точно подобрать стиль письма к определенному тексту.
На этом мастер классе я покажу как соединить готическую фрактуру и русский полуустав в единую гармоничную систему.
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг; соруководитель Школы исторической каллиграфии (Москва)
Бумажные деньги: взгляд дизайнера-каллиграфа

Юрий Иванович — не только каллиграф, но и многолетний сотрудник ГОЗНАКа. На выступлении он делится своим профессиональным взглядом на ценные бумаги.
Влада Ружицкая
Дизайнер, каллиграф
(Москва)
Как начать участвовать в выставках?
Пошаговый план


Начинающие каллиграфы часто думают, что участвовать в выставках могут только профессионалы, а для этого нужно много и упорно трудиться. У многих часто не хватает терпения. Кто-то не знает с чего начать или бриться критики.
В своей лекции Влада Ружицкая расскажет о своем личном опыте участия в выставках, о том с чего она начинала и как попала на выставку «Свояси» во Всероссийский музей декоративного искусства.

Андрей Санников
Организатор конференции. Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук (Москва)
От скорописи до «пушкинской каллиграфии».

Андрей Санников листает генеалогические документы и с пером в руке анализирует особенности каллиграфии.
Евгения Барладян
Каллиграф (Израиль)
Каллиграфия для души: превращение небольшой цитаты в творческий проект

Для тех, кто год за годом выписывает прописи и хочет вырваться в красивые и уютные творческие проекты. Пусть небольшие и несложные, но которые прекрасно впишутся в домашний интерьер или смогут стать подарком близкому человеку.
На мастер-классе мы будем украшать цитату объемными акварельными цветами и бабочками и обсуждать, что именно нас вдохновляет больше всего в письме и в творчестве.
В уроке будут использованы: плотная хлопковая акварельная бумага (лучше взять Сатин), акварель Белые Ночи, ореховые чернила, острое перо, держатель для пера, карандаш, линейка, ластик, небольшая кисточка синтетика, канцелярский нож.

Ольга Варламова
Художник, каллиграф (Санкт-Петербург)
Тератологический инициал

На мастер-классе мы выполним копию инициала из Луцкого Евангелия (РГБ Рум. №112), созданного в 14 веке. Главные герои множества инициалов и заставок —птицы с собачьими головами, секрет выполнения которых мы с вами раскроем.

Тератологический (его ещё называют чудовищным или звериным) стиль появляется на Руси в XIII веке. В инициалах и заставках соединяются переплетённые звери, птицы, люди, словно опутанные ремнями. Линеарный рисунок наносился сразу на пергамент, и затем дополнялся цветом. Подобная техника проста и доступна для освоения даже начинающим любителям каллиграфии.
10. Июльские «Перья-крылья» (2024)
Андрей Санников
Организатор конференции. Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук (Москва)
Славянская вязь: калейдоскоп разновидностей.
Юлия Баранова
Каллиграф (Москва)
Писчий хват: как держать инструмент при письме

Все соглашаются с тем, что важно научиться правильно держать инструмент при письме. И при этом бесконечно спорят, что же такое это «правильно».
Попробуем разобраться в этой теме. Поговорим о том, что называют «писчим хватом», чем же он так хорош и какие у него есть вариации. Про исторический опыт и особенности хвата при письме разными инструментами.
Я планирую использовать на лекции довольно много инструментов: кисти, плоское и острое перо, мягкий простой карандаш и шариковую ручку. При желании, вы можете подготовить для себя тот из инструментов, который вас наиболее интересует, чтобы потренироваться вместе со мной.
Николай Домрачев
Главный специалист РГАДА, лаборант Института истории СПбГУ, специалист по истории дипломатии XVII в.; создатель канала Нытье Васи Тяпкина (Москва)
Посольский приказ и его делопроизводство в XVII веке: от документа к письму

XVII столетие в истории России — эпоха мирного сосуществования древней богатейшей рукописной традиции и современного технологичного книгопечатания. Одним из уникальных носителей рукописной традиции выступал Посольский приказ — не только ведомство, отвечавшее за внешнеполитические контакты Московского государства, но и учреждение, в недрах которого создавались выдающиеся памятники книжности, например «Царский Титулярник». В ведении приказа находились не только подьячие высшей квалификации, но и золотописцы. Это придавало оформлению приказных документов особый неповторимый стиль. Какие документы создавались в Посольском приказе? Как они оформлялись? Какие стили письма применяли для каждого типа документов служащие приказа? На эти и другие вопросы можно будет найти ответы в данном докладе
Ксения Кузнецова
Создатель фестиваля каллиграфии и леттеринга «Ё-ФЕСТ» (Москва)
Фестиваль: взгляд изнутри, или зачем участвовать в творческих событиях

Расскажу о создании фестиваля с самого начала. Какие трудности возникали и что мотивирует команду продолжать проект.
На примере Ё-Феста обсудим возможности участия в творческих событиях и способы использовать их наиболее эффективно.
Также затронем тему коллабораций, включая буквенные, и поговорим об экологичности в каллиграфическом сообществе
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг; соруководитель Школы исторической каллиграфии (Москва)
Рамки — острым пером

Юрий Иванович, живой классик копперплейта (английского курсива острым пером), делится секретами создания орнаментальных рамок в этом каллиграфическом стиле.
Надежда Алимова
Каллиграф, художник. Преподаватель Школы исторической каллиграфии
Современная каллиграфия кистью с элементами скорописи

Можно ли объединить историю и современность в каллиграфии? И что для этого понадобится?
На эфире вы узнаете, что такое современная каллиграфия кистью/брашпеном,
какими инструментами удобнее всего работать.
Сделаете несколько упражнений и попробуете написать в этом стиле слова с элементами скорописи.
Алексей Шиханцов
Каллиграф (Москва)
Как подружиться с готикой?

С самого своего появления готическая каллиграфия – это революция и разрушение стереотипов: целью становятся уже не легко вычленяемые и узнаваемые буквы, а слово и текст как единое графическое целое. Логично, что и принципы освоения готики будут не такими, как в других видах письма:) Именно на «готичной» организации процесса мы и сосредоточимся в этой полуторачасовой демо-сессии. За основу возьмём один из почерков Рудольфа Коха (1876-1934) - гибрид текстуры и швабахера, в котором тяжеловесный, насыщенный характер и готический ритм сочетаются со скоростью исполнения и улучшенной читабельностью для современного человека. Присоединяйтесь, и пусть «модульная сборка» готического текста станет одним из ваших любимых занятий!
Татьяна Смоляк
Художник, каллиграф, преподаватель зентангла, арт-терапевт (Санкт-Петербург)
Рисование кельтских узоров

В рукописях, относящихся к разным историческим периодам и регионам, можно встретить узоры, напоминающие переплетение лозы в корзине.
Так сложилось, что подобные орнаменты чаще всего называют кельтскими узорами. Но на самом деле их можно встретить и в славянских рукописях, и даже в арабских.
Переплетения могут варьироваться от совсем простых до очень сложных, могут образовывать рамку, вписываться с буквицу, или даже быть частью самой буквицы или животного.
На мастер-классе мы увидим один из способов рисования таких узоров с помощью сетки. Также мы потренируемся расшифровывать готовые узоры.
Для эфира хорошо бы приготовить бумагу в клетку, простой карандаш, ластик, линер или гелевую ручку.
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Юрий Ковердяев
Юрий Ковердяев
Перья-крылья. Мария Скопина
Мария Скопина
Ольга Варламова
Ольга Варламова
Надежда Алимова
Надежда Алимова
Альбина Стрельцова
Альбина Стрельцова
Светлана Молодченко
Светлана Молодченко
Юлия Баранова
Юлия Баранова
Алексей Шиханцов
Алексей Шиханцов
Юлия Разжигаева
Юлия Разжигаева
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Александр Боярский
Александр Боярский
Дарья Романова
Дарья Романова
Мария Запальская
Мария Запальская
Влада Ружицкая
Влада Ружицкая
Надя Алимова
Надя Алимова
Артем Лебедев
Артем Лебедев
Александр Боярский
Александр Боярский
Сабина Алиярова
Сабина Алиярова
Катя Шабанова
Катя Шабанова
Евгения Барлядян
Евгения Барлядян
Анастасия Антонова. Перья-крылья
Анастасия Антонова
Андрей Санников
Андрей Санников
Федор Перфильев для конференции «Перья-крылья»
Федор Перфильев
Мария Козулицына. Конференция «Перья-крылья»
Мария Козулицына. Конференция «Перья-крылья»
Мария Козулицына. Конференция «Перья-крылья»
Отзывы участников
#ПЕРЬЯКРЫЛЬЯ
Рассказывайте о нас своим друзьям и коллегам!
Хэштег конференции – #перьякрылья
Организатор и главный ведущий конференции – Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию. Каллиграфические интересы: древнерусская каллиграфия; иконные надписи (исторические и современные); современное школьное чистописание.

Как каллиграф и преподаватель, сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, музеем «Куликово поле», различными иконописными школами и мастерскими и мн. др.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.).
Есть вопросы? Смело задавайте!
Telegram
WhatsApp