Архив конференции «Перья-крылья».
Подборка про древнерусскую каллиграфию
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Как меняются буквы: от А до Ω.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Как приручить вязь.

Речь пойдет в первую очередь о принципах композиции вязи. Андрей подробно объяснит, как сочетаются буквы в вязи, по каким принципам из них складывается надпись и покажет, каким бесчисленным множеством способов можно написать один и тот же текст. А главное – какое удовлетворение дает чувство контроля над буквами!
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Русская скоропись и новогодняя каллиграфия
Андрей Санников
Организатор конференции. Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук (Москва)
От скорописи до «пушкинской каллиграфии».

Андрей Санников листает генеалогические документы и с пером в руке анализирует особенности каллиграфии.
Влада Ружицкая
Дизайнер, каллиграф
(Москва)
Русская вязь круглой кистью

🔸Подбор материалов для вязи
🔸Основы письма круглой кистью
🔸Написание слов по предварительным заявкам от зрителей😉
Владислав Баранов
(Казань)
Художник график, каллиграф.
Сооснователь школы русских ремёсел Олеси Ерёминой («Студия русской каллиграфии»)
https://rus-etnos.ru/baranov
Скоропись — приближаясь к монокондилу.

Скоропись — весьма вариативный тип письма. Не только в плане букв: он и включает в себя разнообразные, в том числе самые неожиданные лигатуры. Так же, как в любое время года на русское поле невозможно насмотреться, также можно бесконечно вдохновляться и буквами русской скорописи. Новые открытия, связанные с пластикой и связками букв, для себя может обнаружить даже самый искушённый каллиграф.
На мастер-классе мы поэкспериментируем с лигатурами, попробуем создать эффект непрекращающихся связок между буквами, вплотную приближаясь к монокондилу...
Самые лучшие перья для мастер-класса, конечно, гусиные, но их вполне можно заменить мягкими перьями Вильям Митчел Раундхенд шириной 0.5-1 мм. Можно работать и другими инструментами, используя любое ширококонечное или даже остроконечное перо.
Также понадобится тушь или акварель, бумага, карандаш, ластик.

Мария Скопина
Каллиграф (Санкт-Петербург)
Самый лучший инструмент. О преимуществах птичьего пера.

Зачем в наше время затачивать птичьи перья, если можно купить металлические на любой вкус? Мария расскажет, в чём уникальность птичьего пера, в чём состоят его плюсы по сравнению с пером металлическим, какие птичье перо открывает возможности для каллиграфа. А также покажет применение птичьего пера на примере нескольких древнерусских образцов и современной свободной каллиграфии.
Ольга Варламова
Художник, каллиграф (Санкт-Петербург)
Тератологический инициал

На мастер-классе мы выполним копию инициала из Луцкого Евангелия (РГБ Рум. №112), созданного в 14 веке. Главные герои множества инициалов и заставок —птицы с собачьими головами, секрет выполнения которых мы с вами раскроем.

Тератологический (его ещё называют чудовищным или звериным) стиль появляется на Руси в XIII веке. В инициалах и заставках соединяются переплетённые звери, птицы, люди, словно опутанные ремнями. Линеарный рисунок наносился сразу на пергамент, и затем дополнялся цветом. Подобная техника проста и доступна для освоения даже начинающим любителям каллиграфии.
Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Музыкальная каллиграфия.

Каллиграфы, изучая средневековые рукописи, нередко встречают в них нотные знаки, но обычно просто скользят по ним глазами как по чему-то не информативному. На этом мастер-классе мы, наконец, сможем услышать, как все это звучало, и вникнуть в эту удивительную систему записи мелодий.

Ведь византийские и древнерусские певческие книги, которые копировались церковными музыкантами в течение более десяти веков, представляют собой не только прекрасные образцы каллиграфии, но и бесценное сокровище разнообразных звуков и мелодий, которые отражены в причудливых линиях музыкальных знаков разных форм нотации!
Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Древнерусское певческое искусство по рукописям XI–XIII веков.

Речь пойдет обо всех разновидностях русских богослужебных книг раннего периода на примере основных сохранившихся образцов (Минеи, Триоди, Ирмологии, Кондакари из фондов Москвы и Санкт-Петербурга), характерных чертах их украшений, видах музыкальных нотаций, соотношении почерков музыкальных знаков и гимнографического текста и т.д.

Основные характеристики этого периода, как и различные интерпретации звуковой картины древнерусского мира отражены в музыкальном зале выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», которая проходит в ГТГ. Ирина расскажет о творческих поисках в процессе подготовки материалов этого зала.



Николай Домрачев
Главный специалист РГАДА, лаборант Института истории СПбГУ, специалист по истории дипломатии XVII в.; создатель канала Нытье Васи Тяпкина (Москва)
Посольский приказ и его делопроизводство в XVII веке: от документа к письму

XVII столетие в истории России — эпоха мирного сосуществования древней богатейшей рукописной традиции и современного технологичного книгопечатания. Одним из уникальных носителей рукописной традиции выступал Посольский приказ — не только ведомство, отвечавшее за внешнеполитические контакты Московского государства, но и учреждение, в недрах которого создавались выдающиеся памятники книжности, например «Царский Титулярник». В ведении приказа находились не только подьячие высшей квалификации, но и золотописцы. Это придавало оформлению приказных документов особый неповторимый стиль. Какие документы создавались в Посольском приказе? Как они оформлялись? Какие стили письма применяли для каждого типа документов служащие приказа? На эти и другие вопросы можно будет найти ответы в данном докладе
Получить доступ к подборке
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Юрий Ковердяев
Юрий Ковердяев
Перья-крылья. Мария Скопина
Мария Скопина
Ольга Варламова
Ольга Варламова
Надежда Алимова
Надежда Алимова
Альбина Стрельцова
Альбина Стрельцова
Юлия Баранова
Юлия Баранова
Алексей Шиханцов
Алексей Шиханцов
Юлия Разжигаева
Юлия Разжигаева
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Александр Боярский
Александр Боярский
Дарья Романова
Дарья Романова
Мария Запальская
Мария Запальская
Влада Ружицкая
Влада Ружицкая
Надя Алимова
Надя Алимова
Артем Лебедев
Артем Лебедев
Александр Боярский
Александр Боярский
Сабина Алиярова
Сабина Алиярова
Катя Шабанова
Катя Шабанова
Андрей Санников
Андрей Санников
Евгения Барлядян
Евгения Барлядян
Анастасия Антонова. Перья-крылья
Анастасия Антонова
Отзывы участников
Организатор и главный ведущий конференции – Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию. Каллиграфические интересы: древнерусская каллиграфия; иконные надписи (исторические и современные); современное школьное чистописание.

Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музеем «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и мн. др.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.).
Есть вопросы о нашей конференции? Напишите в WhatsApp Андрею Санникову!