Архив онлайн-конференций
Школы исторической каллиграфии
Для кого и зачем?
Задача наших конференций – представить мир каллиграфии в самых разных его аспектах. А еще мы хотим, чтобы разные каллиграфические тусовки (а их, к счастью, уже немало) имели возможность соприкоснуться друг с другом. Пускай человек, который раньше писал только акварелью, впервые возьмет в руки плакатное перо, а любитель копперплейта узнает, что такое, скажем, полуустав или готическая бастарда.

Соответственно, наша аудитория всегда очень пестрая: это и совсем новички, и люди с каллиграфическим опытом :)

Все наши конференции бесплатны для участия онлайн.
Записи конференций продаются за небольшие деньги.

1. День славянской письменности и культуры (май 2020)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Андрей Санников, основатель школы, пишет имена всем желающим, используя один из древнерусских типов письма, и параллельно рассказывает об алфавите, каллиграфии и именах.
Надя Алимова
Каллиграф, художник
Надя Алимова, каллиграф, художник и журналист, берет в руки айпад и пишет всем желающим их имена английским курсивом, параллельно показывая и рассказывая, как использовать айпад для каллиграфии.
Анастасия Минаева
Каллиграф
Анастасия Минаева, каллиграф и блогер, рассказывает о спенсерианском письме и его кириллической версии.
Светлана Гурьянова
Филолог, блогер
Светлана Гурьянова, филолог и блогер, автор блога @istoki_slova и канала «Восстание редуцированных», рассказывает о началах славянского алфавита, о том, как научиться отличать научные факты от фантазий лингвофриков, и отвечает на вопросы.
Дарья Романова
Каллиграф, художник
Дарья Романова (Шеломкова), каллиграф и художник, рассказывает об одном из самых молодых каллиграфических инструментов – о брашпене – и демонстрирует секреты этой техники.
2. Конференция «Весенняя каллиграфия» (апрель 2022)
Андрей Санников (Москва)
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Рассказ Андрея Санникова, каллиграфа и филолога, о самом его любимом — эволюции букв. С пером в руках он расскажет о том, как и по каким законам буквы меняют свои формы. Почему наряду с формой Г «кочергой» у нас есть форма г «червячком» и как вышло, что в кириллице форма т — это буква Т, а в латинице это буква М.
Светлана Молодченко (Москва)
Художник, каллиграф, дизайнер
Светлана — совершенно фантастический миниатюрист. Ее буквицы и орнаменты, вдохновленные лучшими историческими образцами, уже много лет поражают воображение каллиграфов и художников. На нашей конференции она согласилась поделиться секретами работы над копией орнамента царской грамоты конца XVII века.
Юрий Ковердяев (Москва)
Соруководитель Школы исторической каллиграфии.
Каллиграф, дизайнер ценных бумаг
На нашей конференции Юрий Иванович рассказывает о немецком готическом курсиве, точнее, его каллиграфизированной разновидности. И хотя сам термин «готическая бастарда» звучит чуть ли не пугающе и уж точно не по-весеннему, мастер покажет, какая невероятная жизненная сила (по-настоящему весенняя!) кроется в этих исторических формах и как гармонично в этой стилистике смотрится наша родная кириллица.
Александр Боярский (Санкт-Петербург)
Каллиграф, художник
Плоское перо. Путь мастерства.
На этом мастер-классе Александр покажет приемы работы плоским инструментом, которые помогут вам подняться на уровень выше.
Для мастер-класса понадобится блок листов в клетку А4, а также плоское перо или Pilot ParallelPen 3,8мм или 2,4мм
NIKOLIETTA (Варвара Пантелеева), Москва
Каллиграф, художник
Завитки и росчерки – именно они будоражат нас с первого взгляда! Именно они вдохновляют нас взяться за перо и начать творить. Ведь «росчерк — это наиопаснейщая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то этакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него» (Ф. М. Достоевский, «Идиот»).

Так давайте же разберемся в гармонии завитков и будем вместе вдохновляться письмом!
Дарья Романова (Москва)
Каллиграф, художник,
основатель и педагог «Школы каллиграфии Дарьи Романовой»
Конференцию завершает каллиграфический перформанс от Дарьи Романовой: непревзойденного каллиграфа и художника. Владея целым веером каллиграфических техник и типов письма, Дарья осмысляет их, превращая в единое поле для творчества. Этот перформанс – квинтэссенция творчества для любых зрителей, и тех, кто давно занимается каллиграфией, и тех, кто прежде брал в руки только гелевые ручки :)
специальный гость
Дария Джемс-Леви (Санкт-Петербург)
Художник-график, каллиграф, иконописец
3. Конференция «Вдохновение каллиграфии» (май 2022)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
Как приручить вязь.

Речь пойдет в первую очередь о принципах композиции вязи. Андрей подробно объяснит, как сочетаются буквы в вязи, по каким принципам из них складывается надпись и покажет, каким бесчисленным множеством способов можно написать один и тот же текст. А главное – какое удовлетворение дает чувство контроля над буквами!
Наталия Юркова
Каллиграф
Каллиграфия и ручная гравировка.

Как известно, от инструмента качественно зависит характер письма. Плоская кисть, острое перо, карандаш или просто палец...ну а если мы попробуем поработать гравировщиком и перенести свои буквы на стекло или металл?

Что нужно учесть, как передать красоту линии, какой инструмент подобрать, какие особенности учесть при работе гравировщиком? Все эти вопросы разберем на мастер-классе.
Сабина Алиярова
Каллиграф
«Вдохновляясь старыми образцами»

Если вы уже освоили классику и не знаете, куда двигаться дальше, одним из источников поиска новых форм может стать русская каллиграфия. Это кладезь идей для современного каллиграфа, художника, дизайнера.

На мастер-классе на примере одного исторического образца мы попробуем увидеть направление для работы и создадим надпись, используя остроконечное перо.
Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Музыкальная каллиграфия.

Каллиграфы, изучая средневековые рукописи, нередко встречают в них нотные знаки, но обычно просто скользят по ним глазами как по чему-то не информативному. На этом мастер-классе мы, наконец, сможем услышать, как все это звучало, и вникнуть в эту удивительную систему записи мелодий.

Ведь византийские и древнерусские певческие книги, которые копировались церковными музыкантами в течение более десяти веков, представляют собой не только прекрасные образцы каллиграфии, но и бесценное сокровище разнообразных звуков и мелодий, которые отражены в причудливых линиях музыкальных знаков разных форм нотации!
Юрий Ковердяев
Соруководитель Школы исторической каллиграфии,
каллиграф, дизайнер ценных бумаг
Как устроены вензеля.

Многие люди, услышав слово каллиграфия, в первую очередь представляют себе вензеля «как у Пушкина».
Но по каким законам строится эта красота? Какие вензеля выглядят гармонично, а какие нет? Приходите на мастер-класс — узнаете )
Юлия Кузнецова
Каллиграф, основатель Школы красивых букв U0026
Между каллиграфией и леттерингом.

Как правило, каллиграфические надписи создаются при помощи строчных (маленьких) букв, но и прописные (большие) буквы могут красиво и динамично собираться в зрелищные надписи. Юлия покажет, как собрать их в озорные работы
Наталья Торопицына
Каллиграф
«В третий раз закинул он невод..»

Все классические каллиграфические почерки можно рассматривать как ясные и очень остроумные графические системы. Те самые сетки-разлиновки, которыми мы пользуемся как вспомогательным инструментом, – и ключ к освоению конкретного вида письма, и средство для работы с ним. Умение видеть и понимать внутреннюю структуру и геометрическую основу дает свободу для вариаций и поиска новых форм.
Светлана Молодченко
Художник, иллюстратор, каллиграф
Филигранный инициал.

Филигрань – техника тончайших узоров, выполненных остроконечным пером. Её также называли «нити Богородицы». Инициалы в такой технике встречаются в европейских манускриптах XIII—XV веков. Тончайшие узоры выполнялись всего несколькими цветами – красным и синим, иногда зелёным, крупные буквицы писались золотом.

На этом занятии мы создадим буквицу с филигранным узором. Мы будем искать гармонию, сочетая повторяющиеся геометрические мотивы и стилизованные растительные формы.
4. Конференция «Перья-крылья» (ноябрь 2022)
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Как меняются буквы: от А до Ω.
Наталья Пелих
Каллиграф, художник
(Москва)
Декоративное украшение рукописей; материалы и техники
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Каллиграфические портреты в технике острого пера
Александр Боярский
Каллиграф, художник
(Санкт-Петербург)
Путь к мастерству. Простой карандаш как инструмент для каллиграфии
Надя Алимова
Каллиграф, художник
(Москва)
Каллиграфия прозрачными материалами: эмбоссинг и маскировочная жидкость
Мы обсудим каллиграфию прозрачными (или почти прозрачными) материалами — клеем. Расскажу, что такое эмбоссинг, как удобнее работать маскировочной жидкостью, где всё это можно применить. Какие жидкости и инструменты для этого подходят больше, как их не испортить при работе.

Если вы хотите поработать со мной вместе, то писать будем брашпеном и плоским инструментом.

5. Новогодняя конференция «Перья-крылья» (декабрь 2022)
Влада Ружицкая
Дизайнер, каллиграф
(Москва)
Русская вязь круглой кистью

🔸Подбор материалов для вязи
🔸Основы письма круглой кистью
🔸Написание слов по предварительным заявкам от зрителей😉
Авраам Борщевский
Каллиграф
(Иерусалим, Израиль)
Знакомство с еврейской каллиграфией

Письменность народа Книги существует и развивается более трёх тысяч лет. Сменялись империи и эпохи, а небольшой еврейский народ свято хранил свою культуру, в которой центральное место занимает диалог Творца и человека, зафиксированный в библейских свитках Священного Писания. Ответственной и почётной работой переписывания этих пророческих текстов занимаются писцы-«сóйферы». Об истории, традициях и стилях еврейского искусства письма из иерусалимской мастерской рассказывает израильский мастер сакральной и творческой каллиграфии, обладатель рекордов Гиннесса Авраам Борщевский.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Русская скоропись и новогодняя каллиграфия
Анастасия Минаева
Каллиграф (Москва)
Как красиво фотографировать каллиграфию
Артём Лебедев
Каллиграф, дизайнер (Москва)
Итальянский курсив и новогодняя каллиграфия
Светлана Гурьянова
Филолог, блогер (Москва)
Мифы о славянской письменности

Существовала ли славянская письменность до Кирилла и Мефодия? Что думают ученые о Велесовой книге? Правда ли, что в старых названиях букв кириллицы зашифровано послание? Об этом расскажет популяризатор лингвистики, автор блога @istoki_slova Светлана Гурьянова.
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Акант (акантус): орнамент и его каллиграфическое применение
6. Февральская конференция «Перья-крылья» (2023)
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг
(Москва)
Римское квадратное капитальное письмо (Capitalis Quadrata Monumentalis).

За полтора часа Юрий Иванович, соруководитель нашей школы, покажет свою авторскую технику написания этого красивейшего исторического типа письма с помощью плакатного пера.
Марина Ханкова
Художник, каллиграф
(Королев)
Художник и каллиграфия

Я хочу рассказать, как эта творческая наука вошла в мои картинки. Кто такая для меня каллиграфия – некая особа, которая давно просилась в моё творческое пространство, и когда-то я думала, что дружу с ней, и мы запросто партнёры. Но однажды я поняла, как глубоко заблуждалась, что эта барышня не так уж проста, что пространство внутри неё бесконечно и непостижимо. И так прекрасно. Что эта особа избирательна, капризна и многолика, тонка и изящна, и что понимание ее сущности доступно только избранным.

Теперь я ухаживаю за ней, как за разборчивой невестой. И, кажется, чем больше я стараюсь, тем дальше я от владения священным мастерством Каллиграфии.

О сложном пути каллиграфии в моем творчестве, о нашем знакомстве, о нашем общем творческом пути.


Катя Шабанова
Каллиграф, основатель онлайн-школы каллиграфии apt. 17
Пошаговый мастер-класс «Росчерки на слове семья»

На встрече мы напишем слово семья в стиле копперплейт и украсим его пышными росчерками. Обсудим основные правила строения росчерков, поговорим о том, как организовать их вокруг слова.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук, организатор конференции
(Москва)
Древнерусский скрипторий

На протяжении двух с половиной часов Андрей Санников работает над переписыванием фрагмента Евангелия, комментирует всевозможные каллиграфические и филологические моменты и отвечает на вопросы.
Мария Запальская
пряничных дел мастер
(Обнинск)
Мария показывает каллиграфические пряники своей мастерской «Новолетье»
Инга Воробьева
Мастер по выделке пергамена
(Краснодарский край)
Выделка пергамена.

Инга и Святослав Воробьевы в семейной сельской мастерской уже 15 лет возрождают искусство выделки русского пергамена, из них последние 5 посвящены сорту «писчий пергамен». Вот о каких вопросах пойдет речь.
📜 Что это за материал и где он применяется.
📜 Как мы пришли к этому ремеслу и развивали его.
📜 Этапы выделки, оборудование, себестоимость.
📜 Сорта пергамена. Образцы наших и зарубежных листов, сравнение.
📜 Кто наши покупатели. Примеры работ заказчиков.
📜 Крашение пергамена. Исторические сведения и современный опыт.
📜 Загадки ремесла которые мы ещё не разгадали.
📜 Пергаменное дело в России сегодня. Перспективы.

Ирина Старикова
Музыковед, певчий (Московская государственная консерватория)
Древнерусское певческое искусство по рукописям XI–XIII веков.

Речь пойдет обо всех разновидностях русских богослужебных книг раннего периода на примере основных сохранившихся образцов (Минеи, Триоди, Ирмологии, Кондакари из фондов Москвы и Санкт-Петербурга), характерных чертах их украшений, видах музыкальных нотаций, соотношении почерков музыкальных знаков и гимнографического текста и т.д.

Основные характеристики этого периода, как и различные интерпретации звуковой картины древнерусского мира отражены в музыкальном зале выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», которая проходит в ГТГ. Ирина расскажет о творческих поисках в процессе подготовки материалов этого зала.



Егор Лобусов
Врач невролог, психолог, каллиграф
(Москва)

Китайская каллиграфия: путь к пустоте и обратно

В мире каллиграфии китайское искусство письма, а вслед за ним и японское, стоят особняком. Если в средневековой Европе каллиграфия была ремеслом создания текстов, то на Дальнем Востоке каллиграфия почиталась как вершина всех искусств, где соединяется строгость семантики самих письменных знаков с пластичностью и экспрессией их художественного воплощения, оставаясь строго в чёрном цвете, который резко контрастирует с белизной бумаги, воплощая принцип инь и ян, пустоты и наполненности.
Современные школьные прописи
Круглый стол

Какие сейчас используются прописи? Несут ли они в себе преемственность от рукописной культуры прошлого — или порывают с ней? Помогают ли детям не только поставить «почерк первоклашки», но и обрести со временем собственный индивидуальный почерк? Кем составляются — методистами или каллиграфами? Как обстоят дела со школьными прописями в других странах?
В дискуссии участвуют Андрей Санников, Юрий Ковердяев, Светлана Цейтлин, Ксения Амосова, Лариса Покореева и др.
7. Майская конференция «Буквы в истории» (2023)
Юрий Ковердяев и Андрей Санников
Руководители Школы исторической каллиграфии
Обзорный мастер-класс по европейской каллиграфии

На протяжении двух часов руководители Школы рассказывают об эволюции латинского письма от времен римских императоров до Возрождения и вместе с учениками стараются с пером в руках вникнуть в дух этих типов письма.
Юрий Ковердяев
Художник, каллиграф; дизайнер ценных бумаг; соруководитель Школы исторической каллиграфии
Английский курсив (он же Copperplate)

За три часа Юрий Иванович рассказывает об одном из самых классических и одновременно востребованных в современном мире исторических типов письма.
Андрей Санников
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филол. наук
Иконописная вязь

Андрей Санников рассказывает об использовании славянской вязи в иконописи (как всегда – в исторической перспективе) и учит писать ее острой кистью или брашпеном.
Ольга Федорова
Педагог-психолог, практик; создатель «Творческой лаборатории письма для детей и взрослых»

Как дети осваивают письмо в эпоху гаджетов

Встреча адресована в большей степени родителям будущих первоклассников.
Разберем основные трудности в освоении письма, посмотрим примеры школьных тетрадей. Определим этапы, через которые проходит ребенок в процессе освоения письма. Все это поможет родителям своевременно оказать помощь и поддержку своему ребенку.
В своей работе использую нейропсихологический, мультисенсорный подход и, конечно, опыт обучения каллиграфии.
Мария Запальская
пряничный мастер
(Обнинск)
Пряничные изразцы: всё о технике росписи пряника.
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Работы спикеров, составленные для наших конференций
Юрий Ковердяев
Юрий Ковердяев
Юлия Разжигаева
Юлия Разжигаева
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Владислав Баранов
Катя Шабанова
Катя Шабанова
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Nikolietta (Варвара Пантелеева)
Александр Боярский
Александр Боярский
Дарья Романова
Дарья Романова
Мария Запальская
Мария Запальская
Надя Алимова
Надя Алимова
Артем Лебедев
Артем Лебедев
Александр Боярский
Александр Боярский
Влада Ружицкая
Влада Ружицкая
Сабина Алиярова
Сабина Алиярова
Андрей Санников
Андрей Санников
Отзывы участников
#ПЕРЬЯКРЫЛЬЯ
Рассказывайте о нас своим друзьям и коллегам!
Хэштег конференции – #перьякрылья
Создатель и ведущий конференции – Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.
Спикер Высшей школы брендинга.

Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музеем «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и мн. др.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.).
Есть вопросы? Смело задавайте!
Telegram
WhatsApp