Вязь в древнерусской каллиграфии:
онлайн-курс Андрея Санникова

Пять двухчасовых вебинаров плюс дополнительные записанные видео: глубокое погружение в мир славянской вязи.
Много читаем и еще больше пишем
Вязь в древнерусской каллиграфии:
онлайн-курс Андрея Санникова
Пять двухчасовых вебинаров плюс дополнительные записанные видео:
глубокое погружение в мир славянской вязи.
Много читаем и еще больше пишем
Для кого и зачем?
Для всех, кто интересуется историей и культурой Древней Руси. Для тех, кто засматривался на вязь на иконах или в рукописях, а теперь не прочь подойти к ней с пером и кистью в руках.
Для дизайнеров, художников, иконописцев, историков, филологов и просто творческих людей.

Подходит ли для новичков?
Тем, кто уже владеет плоским пером, учиться будет проще. Но учеников «с нуля» мы тоже берем!
Что такое вязь?
Чин венчания на царство Иоанна и Петра Алексеевичей (1682). Для полутора строк мы сделали транскрипцию, остальное читайте сами: там легкотня :)
Вязь — это декоративное письмо, главная особенность которого – вытянутые по вертикали пропорции букв и, часто, лигатуры. Такая манера оформления досталась славянам от греков (сначала — южным славянам, а потом и нам) и использовалась на Руси с XV века.

Использовалась крайне разнообразно. Книжная вязь совсем не похожа на вязь, вышитую на плащаницах и хоругвях, а та, в свою очередь, сильно отличается от вязи иконных надписей. Вязь в болгарских рукописях XIV века и вязь в старообрядческих книгах XVIII века разделяет целая пропасть. Вязь, которой наскоро набросали заголовок в документе, строится по другим законам, чем вязь, составляющая тщательно размеченную композицию на всю страницу.

Наша задача — научиться уверенно ориентироваться во всем этом разнообразии. И, как всегда в нашей школе, не просто не бояться читать, но самим, с пером в руке, попробовать себя в роли древнерусского изографа, то есть художника-оформителя.
Как у нас всё устроено
Пять вебинаров
Раз в неделю, по пятницам, с 19:00 до 21:00 или чуть дольше (по московскому времени) — прямой эфир. Мы не любим записанные курсы, хотя на них перешли, кажется, все российские школы каллиграфии. У нас нет кураторов — только сам Андрей, основатель школы и автор курса. Каждый наш курс — это живое взаимодействие Андрея с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности, поэтому даже на курсах, проходящих регулярно, каждый наш вебинар — всегда особенный.

Но все эти вебинары, разумеется, можно смотреть и в записи.
Записанные видеоуроки
К курсу прилагается ряд видеоуроков. Всё, что нужно для того, чтобы начать писать вязью, но на что не хватает времени на вебинарах. Постановка руки и техника плоского пера. Рассказ Андрея об алфавите (с акцентом на «экзотические» буквы, которых не осталось в современном алфавите: эта часть входит и в базовый древнерусский курс). Система сокращений в древнерусских текстах. Система цифири. И, главное, уроки с побуквенным написанием основных типов вязи.
Закрытый чат
Закрытый чат в Телеграме (для стандартного и расширенного форматов участия) — это жанр, который в принципе отсутствовал у нас во времена очных занятий (а Андрей преподает каллиграфию с 2011 г.) и который оказался одним из важнейших достоинств онлайн-формата. Здесь Андрей выкладывает разнообразные дополнительные материалы и задает каверзные задачки «прочитай вязь», здесь же отвечает на многочисленные вопросы учеников. Но кроме того, поскольку ученики у нас всегда очень заинтересованные и «сильные» , в таких чатах на каждом курсе у нас идет активнейший обмен самыми разнообразными каллиграфическими материалами: историческими образцами, ссылками, документами.
В результате этот чат дает очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и на каждом наборе свой.
Общение в этом чате никогда не заканчивается с окончанием курса, а сам чат остается доступен навсегда.
Творческие домашние задания
В конце каждого вебинара Андрей задает домашнее задание — и это не просто «пропишите весь алфавит», но каждый раз что-то новое и творческое, что позволит крепче взять в руки перо и лучше освоить данный тип вязи.
Домашние задания учеников, выбравших формат участия с проверкой, Андрей проверяет индивидуально.
Программа курса
Занятие первое
Для начала «сверим часы»: умеем ли мы вообще читать древнерусские тексты? Все ли буквы нам знакомы? Не пугают ли нас сокращения и надстрочные знаки? Если пугают, к курсу прилагается целый ряд видеоуроков, специально записанных Андреем Санниковым. Там и постановка руки, и рассказ про алфавит, и вообще всё основное, чтобы не бояться исторических текстов.

Уже на первом занятии мы перейдём собственно к вязи. С чего все начиналось у славян? Рассмотрим первые болгарские книжные образцы вязи, вчитаемся в них и обязательно попробуем скопировать. А потом посмотрим, как этот стиль развивался у болгар дальше (спойлер: развивался крайне своеобразно, но очень зажигательно; так и хочется что-нибудь скопировать!).
Занятие второе
Вязь прекрасно учит нас чувствовать композицию. Нужно не просто написать правильные буквы, но и составить из них надпись, которая радует глаз в целом, превращаясь на расстоянии (или если немного зажмуришься) в гармоничный узор. Но если болгары достигали такого эффекта за счет дополнительных ягодок, завиточков и веточек, то московская вязь – это более строгие правила, где гармония достигается за счет самих букв.

Московская вязь XVI века – тема второго занятия. Учимся понимать логику, вчитываемся, копируем, пишем свое.
Занятие третье
Что будет, если начать более радикально менять формы букв, чтобы у них было как можно больше вертикалей? Как будет смотреться вязь, у которой строгий ритм вертикалей возвести в закон? На эти вопросы отвечает русская вязь XVI—XVII веков. Особенно бескомпромиссно по этому пути идёт старообрядческая вязь следующих веков. Поначалу страшно даже браться за чтение такого «частокола», но у нас за плечами уже два занятия, так что мы точно справимся. Глаза боятся, а руки делают: чем больше ты сам «вписываешься» в такую вязь, тем легче читать исторические образцы.

Занятие четвертое
На этом занятии нас ждут надписи на иконах. Рассмотрим специфику именно этого жанра и особенности техники. Особенно подробно мы остановимся на московских иконах XVI века и попробуем почувствовать себя в роли древнерусского иконописца, которому предстоит подписать уже готовую икону.

И тут у нас есть большая фора: в художественных магазинах продаётся замечательный инструмент брашпен (Brush pen) — фломастер с синтетическим наконечником, работающим подобно круглой кисти. Этот инструмент помогает приучить руку к кистевой технике, и на этом занятии мы непременно за него возьмёмся.
Занятие пятое, заключительное
На этом занятии мы посмотрим на самые экзотические, близкие к тайнописи образцы исторической вязи. Некоторые, как это ни удивительно, сближаются с арабской вязью, другие смотрят в сторону скорописи. В таких случаях «анализ через синтез» — самый лучший прием. Поначалу смотришь на такое хитросплетение и ничего не понимаешь, а начинаешь писать сам — по буковке вникаешь в логику.
Что понадобится для занятий?
Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — там всё можно будет подробно обсудить.
Курс ведет Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, музеем «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и мн. др.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.). Создатель, организатор и ведущий каллиграфической конференции «Перья-крылья».

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Работы учеников
Для затравки
Видео, как Андрей Санников пишет вязью (проект «Живые ремесла»)
Отзывы учеников
Время: раз в неделю (по пятницам) с 19:00 до 21:00.
Первое занятие: 19 мая.
Последнее, пятое занятие: 16 июня.
Все занятия можно смотреть в записи.
Форматы участия
Минимальный
5900 руб.
• Пять живых вебинаров (более 10 часов) плюс дополнительные видеоуроки (доступ на время прохождения курса)
• Доступ к закрытому гугл-документу с материалами курса
Расширенный
14900 руб.
• Пять живых вебинаров (более 10 часов) плюс дополнительные видеоуроки (доступ навсегда)
• Доступ к закрытому гугл-документу с материалами курса
• Участие в групповом чате
Проверка Андреем Санниковым домашних заданий
• Сертификат о прохождении курса, подписанный Андреем Санниковым (в электронном виде)