Древнерусская каллиграфия:
онлайн-курс Андрея Санникова
Глаголица — устав — полуустав — скоропись — вязь: история славянского письма от Кирилла и Мефодия до Ивана Федорова. Довольно много теории и много практики. Практическое освоение основных типов письма. История эволюции букв. Научный системный подход: никаких славянских рун, велесовых книг и вед!
Древнерусская каллиграфия:
онлайн-курс Андрея Санникова
Глаголица — устав — полуустав — скоропись — вязь: история славянского письма от Кирилла и Мефодия до Ивана Федорова. Довольно много теории и много практики. Практическое освоение основных типов письма. История эволюции букв. Научный системный подход: никаких славянских рун, велесовых книг и вед!
Для кого и зачем?
Для всех, кто интересуется историей и культурой Древней Руси. Для дизайнеров и художников, которые работают со славянской тематикой, но еще не вникали в мир букв. Для тех, кто сталкивается с церкославянским/древнерусским языком и хочет не просто читать, а писать такие же буквы, как в древних рукописях или на иконах. Для тех, кто уже учился каллиграфии (например, классической европейской или китайской) и теперь с интересом смотрит в сторону Древней Руси.

Владение пером не требуется, но, разумеется, не помешает.
Программа курса
Скажем честно. Каждый из древнерусских типов письма заслуживает отдельного полноценного курса. Но наша задача сейчас — познакомиться с древнерусским письмом в целом, войти в проблематику и взять в руки перья.

Нулевое, открытое занятие
Вводное занятие, на котором мы говорим об инструментах и материалах, о постановке руки и обустройстве рабочего места, об изучаемых славянских типах письма и о многом другом. Андрей с удовольствием отвечает на вопросы и, по возможности, высказывает свои замечания по поводу того, что ученики успели написать на занятии. В целом это занятие – самая лучшая возможность оценить, подходит ли Вам этот курс.

Это занятие бесплатное: нужно просто вступить в группу Телеграм.
Занятие первое: типы письма
В каком-то смысле на одном этом занятии держатся все остальные: здесь Андрей рассказывает о типах древнерусского письма как о системе: как они возникали и как развивались.
Кроме того, на этом занятии мы уже берем в руки перья и начинам постановку руки.
Занятие второе: алфавит; глаголица
Это занятие состоит из двух частей. Сначала мы разбираемся с составом алфавита глаголицы и кириллицы (как известно, в нем было более сорока букв – вот и посмотрим, откуда их столько :)
А затем принимаемся за глаголицу. Без сомнения, это самая большая экзотика в мире славянского письма: очень странные буковки, похожие кто на конфетку, кто на самоварчик. Именно эти буквы придумали святые Кирилл и Мефодий, именно с этих букв начиналась славянская азбука.

Для нас эти причудливые буквы – идеальная почва для тренировки. Закрепить владение плоским пером, отточить технику (написав, например, «ⰻⰲⰰⱀⱏ», то есть «Иванъ») — без этого никак!
Занятие третье: устав
С этого письма начинается история кириллицы. Наш ранний устав — это один в один греческий литургический унциал плюс буквы, которых не было у греков. Славянский устав — наслаждение для глаза и испытание для руки. Четкие пропорции, геометричные формы, жуткая техника :)
Но мы уже многое умеем — и точно справимся!
Рассматривать устав будем на примере Остромирова Евангелия.
Занятие четвертое: поздние уставы
Со времен возникновения кириллицы проходит триста лет – и молодое славянское письмо начинает развиваться самостоятельно, протаривает себе независимую от греков дорожку. У болгар формируется одна традиция (тырновский, он же хиландарский устав), на Руси – другая (младший устав). Оба этих типа письма устроены гораздо проще, чем устав. Перья в руки – и вперед )
Занятие пятое: полуустав
Полуустав – это вполне самостоятельный (в отличие от старшего устава) и гораздо более естественный (по сравнению с младшим уставом) тип письма. Прекрасный компромисс между удобством для руки и красотой для глаза. Хорошо бы после этого курса именно полуустав стал для всех нас «рабочей лошадкой»: тем, чем мы умеем писать чуть ли не с закрытыми глазами. При анализе полуустава мы будем опираться на знаменитое московское Евангелие 1507 года.
Занятие шестое: вязь
Вязь – это всеобщий любимец, в рекламе она не нуждается )
Это вытянутые по вертикали и нередко соединяющиеся друг с другом «шрифтовые композции», как мы называем это сегодня. Вязь использовалась в самых разнообразных случаях, когда нужна была «красота из букв»: в книжных заголовках, в иконных надписях, в интерьере, на каменных надгробиях, в золотом шитье и так далее. Любое слово, любое имя, написанное вязью, уже выглядит как готовая композиция, а то и как логотип.

Занятие седьмое: скоропись
Самый «национально специфичный», самый экспрессивный, самый стремительный тип древнерусского письма. Настоящую скоропись читать непросто, многие формы букв выглядят экзотично, зато именно скорописи мы благодарны за многие строчные формы букв, которыми мы пользуемся и сегодня, а главное — за неисчерпаемый источник каллиграфического вдохновения, креатив в каждом штрихе.

Как у нас всё устроено
Раз в неделю, по вторником, с 19:00 до 21:00 или чуть дольше — прямой эфир. Мы не любим записанные курсы, хотя на них перешли, кажется, все российские школы каллиграфии. У нас нет кураторов — только сам Андрей, основатель школы и автор курса. Каждый наш курс — это живое взаимодействие Андрея с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности, поэтому даже на курсах, проходящих регулярно, каждый наш вебинар — всегда особенный.

Но все эти вебинары, разумеется, можно смотреть и в записи.
Записанные видеоуроки
К курсу прилагается ряд видеоуроков. Это всё то, на что не хватает времени на вебинарах и что требует меньшей интерактивности. Постановка руки и техника плоского пера; система сокращений в древнерусских текстах; система цифири. И, главное, уроки с подробным написанием изучаемых алфавитов.
Закрытый чат
Закрытый чат в Телеграме (для стандартного и расширенного форматов участия) — это жанр, который в принципе отсутствовал у нас во времена очных занятий (а Андрей преподает каллиграфию с 2011 г.) и который оказался одним из важнейших достоинств онлайн-формата. Здесь Андрей выкладывает разнообразные дополнительные материалы и задает каверзные задачки «прочитай вязь», здесь же отвечает на многочисленные вопросы учеников. Но кроме того, поскольку ученики у нас всегда очень заинтересованные и «сильные» , в таких чатах на каждом курсе у нас идет активнейший обмен самыми разнообразными каллиграфическими материалами: историческими образцами, ссылками, документами.
В результате этот чат дает очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и на каждом наборе свой.
Общение в этом чате никогда не заканчивается с окончанием курса, а сам чат остается доступен навсегда.
Работа с историческим материалом
Наш курс, хотя и обзорный, — это не заигрывание с древнерусскими формами, а максимальное погружение в исторический материал. Мы никогда не рассуждаем по принципу «я художник, я так вижу», но с пером в руке всматриваемся в реальные рукописи. Для этого мы используем вот такие файлы, где Андрей собрал буквы из анализируемых манускриптов.
Что понадобится для занятий?
Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — там всё можно будет подробно обсудить.

А нашу стандартную разметку можно скачать тут.
Курс ведет Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает историческую каллиграфию. Пропустил «через свои руки» самые разнообразные русские исторические типы письма – от устава до беглых почерков советского времени. Куратор и участник выставок каллиграфии.
В связи с обучением собственных детей письму заинтересовался современным чистописанием, с изумлением обнаружил полную оторванность большинства современных методик чистописания и от всего исторического процесса, и от задачи научить писать на всю жизнь — и в результате создал этот курс.

Провел десятки мастер-классов для детей в самых различных школах, музеях, культурных центрах в ряде городов России. Сотрудничает со школами, занимающимися по программе «Русская классическая школа» и другим.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.). Создатель, организатор и ведущий каллиграфической конференции «Перья-крылья».

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Работы учеников прежних наборов
null
null
null
null
null
null
null
Для затравки
Фрагмент занятия одного из первых наборов древнерусского курса. Андрей Санников (из деревни, в ватнике:) пишет полуустав. Плакатное перо-четверка, полуустав по Евангелию 1507 года
Отзывы учеников
Время: по вторникам с 19:00 до 21:00 (или чуть дольше)
Открытый урок: 16 января.
Первое занятие: 23 января.
Все занятия можно смотреть в записи.
Форматы участия
Минимальный
7000 руб.
• Восемь живых вебинаров (более 16 часов) плюс записанные видеоуроки.
• Доступ к закрытому гугл-документу с материалами курса.
• Доступ к записям занятий – на время прохождения курса.
Расширенный
15000 руб.
то же, что в стандартном формате, плюс:
• Доступ к записям занятий навсегда.
Индивидуальная детальная проверка Андреем Санниковым домашних заданий в видеоформате.
Не можете присоединиться к этому набору, но заинтересовались курсом? Записывайтесь в предварительный список следующего, пятнадцатого набора (апрель 2024 г.)