Читаем и пишем русскую скоропись.
Онлайн-курс Андрея Санникова
для продолжающих
Пять онлайн-занятий в прямом эфире — про самый уникальный тип русского письма.
Читаем и пишем русскую скоропись.
Онлайн-курс Андрея Санникова
для продолжающих
Пять онлайн-занятий в прямом эфире — про самый уникальный тип русского письма.
Для кого?
Для тех, кто уже занимался древнерусской каллиграфией и готов идти вперед. Кто не боится всматриваться в хитросплетения самого причудливого типа нашего исторического письма и готов с пером в руке нырнуть в эти бушующие волны.

Для тех, кому интересна история письма. Скоропись – это кладезь информации о том, откуда берутся новые формы букв и по каким законам развиваются.
Время: раз в неделю (по средам) с 19:00 и примерно до 21:00 плюс обсуждение.
Первое занятие: 2 августа 2023 г.
Все занятия навсегда остаются в записи.
Занятия 1 и 2. Русская скоропись: какой она бывала и как менялась.

Я так люблю палеографию и логику эволюции букв, что, дай мне волю, я буду весь курс дотошно рассказывать о нюансах трансформации форм, и едва успею добраться до канонической скорописи, а ведь именно на ней и хочется сосредоточиться! Вот почему я заставил себя сжать палеографическую часть курса до двух занятий.

Как скоропись зарождалась? Каковы ее основные особенности? Как провести границу между скорописью и полууставом? В каком направлении скоропись развивалась? Какие подтипы скорописи самые каллиграфичные, на какие нам в первую очередь равняться? В каких электронных библиотеках и архивах искать интересные скорописные образцы? Всему этому посвящены первые два занятия нашего курса.

Основные временные рамки, которые будут нас интересовать, — с начала XV до середины XVIII века.

Разумеется, мы будем не только смотреть, но и то и дело хвататься за перо. То пару слов перепишем, то скопируем вензель, то вникнем в пластику палочек.

Наша задача на этих двух занятиях — научиться ориентироваться в скорописном море, освоить его основные параллели и меридианы.

Занятие 3. Освоение одного типа скорописи.

Из всего многообразия типов скорописи, которые мы рассмотрим на первых двух занятиях, мы выберем один, чтобы научиться ему как следует. Чтобы, как говорится, крепко взять его в руки. Какой именно тип? Это мы решим голосованием: пусть будет демократия :)

А брать его в руки будем вот как. Возьмем эталонную страницу книги (или лист свитка), всмотримся. Поймем, что написано. Возьмем перья, скопируем пару строк, оценим результат. Напишем пропись всех букв во всем многообразии их вариантов. Опираясь на транскрипцию текста и не подглядывая в источник, напишем пару строк самостоятельно — и сравним результат с нашим историческим образцом. И, наконец, включим фактор скорости — попробуем писать под диктовку, уже не имея времени ни на подглядывание в прописи, ни на вспоминание форм. Иными словами, попробуем себя в роли профессионального писца, подьячего, канцеляриста и т. д.

За одно занятие всего этого не успеть? Не беда! У нас ведь будет целая неделя до следующего вторника :)

Занятие 4. Скорописные азбуки.

В XVII веке были очень распространены скорописные азбуки: свитки (реже книги), где каждая буква представлена в максимальном разнообразии форм — от обычных до крайне причудливых. Такие азбуки были предназначены, в первую очередь, для обучения. Для нас, далеких потомков их создателей, это бездонное море для изучения и анализа!

Рассмотрим несколько букв из таких азбук, а затем, зарядившись творчеством, попробуем, не подсматривая, сами придумать формы для какой-нибудь буквы. А теперь сверимся с оригиналом. В чем мы угадали, а в чем нет? Такой анализ позволит нам хотя бы немного погрузиться в психологию средневекового каллиграфа, понять логику буквенных форм.

Занятие 5. «Скоропись выходит из берегов».

Вообще-то скоропись это письмо, самое прямое назначение которого — это написание деловых бумаг. Писем, грамот, реестров, списков, таблиц и под. То есть письмо в высшей степени утилитарное. Однако приемы, найденные скорописью, частенько находят применение в разнообразных образцах «высокой каллиграфии». Монограммы «Божиею милостию», «Лета» и др. превращаются в сложные каллиграфические композиции, которые нам придется расшифровывать как ребус. Здесь скоропись курьезным образом оказывается сродни вязи, хотя, казалось бы, скоропись — это царство утилитарности, а вязь — декоративности. Подобным сложным композициям и будет посвящено наше предпоследнее занятие.

Занятие 6. Скоропись и наш почерк.

Многие образцы скорописи, которые мы изучаем на этом курсе, будут совершенно не читабельны для обычных людей. А жаль: вот бы можно было использовать эту красоту в современном письме… Так давайте попробуем! Нельзя ли облагородить наш бытовой почерк какими-то находками из мира скорописи? Речь, конечно, не об экзотических формах букв, но о некоторых общих принципах и эстетических решениях. Вам интересно, что из этого получится? Мне тоже! Записывайтесь на курс — вместе увидим. Работ прежних выпускников нет: это мой совершенно новый курс :)

Как это будет?
Занятия представляют собой закрытые прямые трансляции на YouTube. Все записи остаются в распоряжении учеников навсегда. Домашние задания учеников в отдельном чате проверяет лично Андрей Санников.
Отдельная важная вещь — это наш закрытый чат для участников и Андрея Санникова. Там у нас всегда идет активнейший обмен информацией и разнообразными материалами, туда же Андрей посылает дополнительные задания и там же отвечает на многочисленные вопросы.
Для затравки
Видео, как Андрей Санников пишет скорописью
(фрагмент видео, снятого Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева)
Андрей Владимирович Санников
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.
Спикер Высшей школы брендинга.

Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музеем «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и мн. др.
Куратор и участник выставок каллиграфии.
Основные сферы интересов — древнерусское письмо, каллиграфия в иконописи, современное чистописание.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.).

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Форматы участия
Упрощенный формат участия
– Доступ ко всем материалам курса
– Доступ к архиву вебинаров навсегда
– Участие в групповом чате
5900 руб.
Стандартный формат участия
— Доступ ко всем материалам курса
 — Доступ к архиву вебинаров навсегда
— Участие в групповом чате
— Проверка Андреем Санниковым домашних заданий в отдельном закрытом чате
7900 руб.

Расширенный формат участия
— Доступ ко всем материалам курса
— Доступ к архиву вебинаров навсегда
— Участие в групповом чате
— Проверка домашних заданий в отдельном закрытом чате
— Одно индивидуальное двухчасовое онлайн-занятие с Андреем Санниковым
9900 руб.