Древнерусская каллиграфия:
онлайн-курс Андрея Санникова
Глаголица — устав — полуустав — скоропись — вязь: история славянского письма от Кирилла и Мефодия до Ивана Федорова. Много теории и еще больше практики. Освоение основных типов древнерусского письма, эволюция форм букв. Научный системный подход: никаких славянских рун, велесовых книг и вед!
Древнерусская каллиграфия:
онлайн-курс Андрея Санникова
Глаголица — устав — полуустав — скоропись — вязь: история славянского письма от Кирилла и Мефодия до Ивана Федорова. Много теории и еще больше практики. Освоение основных типов древнерусского письма, эволюция форм букв. Научный системный подход: никаких славянских рун, велесовых книг и вед!
Для кого и зачем?
Для всех, кто интересуется историей, культурой и письменностью Древней Руси. Для дизайнеров и художников, которые работают со славянской тематикой, но еще не вникали в мир букв. Для тех, кто имеет дело с церковнославянским/древнерусским языком и хочет не просто читать, а писать такие же буквы, как в древних рукописях или на иконах. Для тех, кто уже учился каллиграфии (например, классической европейской или китайской) и теперь с интересом смотрит в сторону Древней Руси.

Владение пером не требуется, но, разумеется, не помешает.
Программа курса
Скажем честно. Каждый из древнерусских типов письма заслуживает отдельного полноценного курса. Но наша задача сейчас — познакомиться с древнерусским письмом в целом, войти в проблематику и взять в руки перья.

  • Занятие первое: типы письма
    В каком-то смысле на одном этом занятии держатся все остальные: здесь Андрей рассказывает о типах древнерусского письма как о системе: как они возникали и как развивались.
    Кроме того, на этом занятии мы уже берем в руки перья и начинаем постановку руки.
  • Занятие второе: состав алфавита
    Разбираемся с составом алфавита. Как известно, у нас раньше было более сорока букв – откуда столько? Как использовались? Как могли произноситься? Что такое юс большой, и зачем нужна была буква ять?
    Без этого нам никак, ведь глупо учиться писать буквы, которые не понимаешь )
  • Занятие третье: глаголица
    Без сомнения, это самая большая экзотика в мире славянского письма: очень странные буковки, похожие кто на конфетку, кто на самоварчик. Именно эти буквы придумали святые Кирилл и Мефодий, именно с этих букв начиналась славянская азбука.

    Для нас эти причудливые буквы – идеальная почва для тренировки. Закрепить владение плоским пером, отточить технику (написав, например, «ⰻⰲⰰⱀⱏ», то есть «Иванъ») — без этого никак! Недаром, кстати, в современных шрифтовых гарнитурах глаголица – часть общей системы.
  • Занятие четвертое: устав
    С этого письма начинается история кириллицы. Наш ранний устав — это один в один греческий литургический унциал плюс буквы, которых не было у греков. Славянский устав — наслаждение для глаза и испытание для руки. Четкие пропорции, геометричные формы, жуткая техника :)
    Но мы уже многое умеем — и точно справимся!
    Рассматривать устав будем на примере Остромирова Евангелия.
  • Занятие пятое: поздние уставы
    Со времен возникновения кириллицы проходит триста лет – и молодое славянское письмо начинает развиваться самостоятельно, протаривает себе независимую от греков дорожку. У болгар формируется одна традиция (тырновский, он же хиландарский устав), на Руси – другая (младший устав). Оба этих типа письма устроены гораздо проще, чем устав.
    Перья в руки – и вперед )
  • Занятие шестое: полуустав
    Полуустав – это вполне самостоятельный (в отличие от старшего устава) и гораздо более естественный (по сравнению с младшим уставом) тип письма. Прекрасный компромисс между удобством для руки и красотой для глаза. Хорошо бы после этого курса именно полуустав стал для всех нас «рабочей лошадкой»: тем, чем мы умеем писать чуть ли не с закрытыми глазами. При анализе полуустава мы будем опираться на знаменитое московское Евангелие 1507 года.
  • Занятие седьмое: вязь
    Вязь – это всеобщий любимец, в рекламе она не нуждается )
    Это вытянутые по вертикали и нередко соединяющиеся друг с другом «шрифтовые композции», как мы называем это сегодня. Вязь использовалась в самых разнообразных случаях, когда нужна была «красота из букв»: в книжных заголовках, в иконных надписях, в интерьере, на каменных надгробиях, в золотом шитье и так далее. Любое слово, любое имя, написанное вязью, уже выглядит как готовая композиция, а то и как логотип.

  • Занятие восьмое: скоропись
    Самый «национально специфичный», самый экспрессивный, самый стремительный тип древнерусского письма. Настоящую скоропись читать непросто, многие формы букв выглядят экзотично, зато именно скорописи мы благодарны за многие строчные формы букв, которыми мы пользуемся и сегодня, а главное — за неисчерпаемый источник каллиграфического вдохновения и экспрессию в каждом штрихе.

Как у нас всё устроено
  • Раз в неделю с 19:00 до 21:00, а то и подольше — прямой эфир. Мы не любим записанные курсы, хотя на них перешли, кажется, все российские школы каллиграфии. Занятия «вживую» проводит Андрей Санников (основатель Школы и автор курса), домашние задания проверяет Наталья Пелих (преподаватель Школы).
    Каждый наш курс — это живое взаимодействие с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности, поэтому даже на курсах, проходящих регулярно, каждый наш вебинар — всегда особенный.

    Но все эти вебинары, разумеется, можно смотреть и в записи.
  • Дополнительные материалы
    К курсу прилагается ряд материалов. Это всё то, на что не хватает времени на вебинарах и что требует меньшей интерактивности. Постановка руки и техника плоского пера; написание алфавитов, литература по палеографии и каллиграфии – все это существенно расширяет и дополняет курс.
  • Закрытый чат
    Закрытый чат в Телеграме (для всех форматов участия, кроме минимального) — это жанр, который в принципе отсутствовал у нас во времена очных занятий (а Андрей преподает каллиграфию с 2011 г.) и который оказался одним из важнейших достоинств онлайн-формата. Здесь мы выкладываем разнообразные дополнительные материалы, здесь же отвечаем на многочисленные вопросы учеников. Но кроме того, поскольку ученики у нас всегда очень заинтересованные и «сильные» , в таких чатах на каждом курсе у нас идет активнейший обмен самыми разнообразными каллиграфическими материалами: историческими образцами, ссылками, документами.
    В результате этот чат дает очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и на каждом наборе свой.
    Общение в этом чате никогда не заканчивается с окончанием курса, а сам чат остается доступен навсегда.
  • Работа с историческим материалом
    Наш курс, хотя он рассчитан на широкую аудиторию, — это не заигрывание с древнерусскими формами, а максимальное погружение в исторический материал. Мы никогда не рассуждаем по принципу «я художник, я так вижу», но с пером в руке всматриваемся в реальные рукописи. Для этого мы, в частности, используем вот такие файлы, где Андрей собрал буквы из анализируемых манускриптов.
Что понадобится для занятий?
Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — там мы еще сто раз всё это обсудим.

Нашу стандартную разметку можно скачать тут.
Автор и ведущий курса – Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.). Создатель, организатор и ведущий каллиграфической конференции «Перья-крылья». Куратор и участник выставок каллиграфии.
Основные сферы интересов — древнерусское письмо, каллиграфия в иконописи, современное чистописание.

Вместе с женой растит семерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Куратор курса – Наталья Пелих
Наталья — профессиональный графический дизайнер, художник ботанической иллюстрации, каллиграф, преподаватель исторической каллиграфии и леттеринга.

Спикер каллиграфических фестивалей и конференций, участник выставок.

Преподаватель Школы исторической каллиграфии и школы Study Calligraphy.

Мама троих детей.
Работы учеников прежних наборов
null
null
null
null
null
null
null
Для затравки
Фрагмент занятия одного из первых наборов древнерусского курса. Андрей Санников (из деревни, в ватнике:) пишет полуустав. Плакатное перо-четверка, полуустав по Евангелию 1507 года
Отзывы учеников
Время: по средам с 19:00 до 21:00 (обычно чуть дольше)
Первое занятие: 2 июля.
Все занятия можно смотреть в записи.
Форматы участия
Минимальный
8000 руб.
• Восемь живых вебинаров (более 20 часов). Доступ к закрытому гугл-документу со всеми материалами курса (на время прохождения курса).
Стандартный
12000 руб.
то же, что в минимальном, плюс:
• Доступ ко всем материалам на полгода.
• Групповой чат: активное обсуждение освоенного материала, ответы на вопросы, многочисленные дополнительные материалы.
• Сертификат о прохождении курса, каллиграфически подписанный.
Расширенный
15000 руб.
то же, что в стандартном, плюс:
• Доступ ко всем видео навсегда.
• Индивидуальная проверка домашних заданий куратором курса.
Сугубый
21000 руб.
то же, что в расширенном, плюс:
• Индивидуальная проверка домашних заданий Андреем Санниковым
• Два дополнительных индивидуальных занятия с Андреем (знакомство и обсуждение финальной работы).
• Финальная творческая работа под руководством Андрея (от общей идеи до оформления готовой работы в рамку) в любой момент в течение полугода с начала курса
Не можете присоединиться к этому набору, но заинтересовались курсом? Записывайтесь в предварительный список следующего набора, тогда Вы узнаете о курсе первым и получите нешуточную скидку!