Чистописание: онлайн-курс Андрея Санникова для родителей и учителей.
Второй набор
Всё, что надо знать про буквы, чтобы не просто обучить за полгода «прописям по ФГОС», а помочь ребенку в освоении письма от первых печатных букв до индивидуального беглого почерка
Чистописание: онлайн-курс Андрея Санникова для родителей и учителей.
Второй набор
Всё, что надо знать про буквы, чтобы не просто обучить за полгода «прописям по ФГОС», а помочь ребенку в освоении письма от первых печатных букв до индивидуального беглого почерка
Для кого и зачем?
- Для родителей детей, которые ходят (или вскоре пойдут) в школу.
Вы сможете, не конфликтуя с учителем, помочь своему ребенку проложить дорогу к хорошему почерку (а также к любви к письму!) в существующих условиях – даже если он уже научился писать по неважнецким прописям )

- Для родителей детей на домашнем обучении.
Вы сможете взять обучение письму целиком в свои руки или осознанно выбрать какую-нибудь готовую методику.

- Для учителей.
Вряд ли вам дозволят учить детей полностью по своему усмотрению – но вы сможете понимать плюсы и минусы конкретных методик, обращать внимание на главное и вести учеников не к последней странице прописей, а к поставленному «взрослому» почерку.

Цель и программа курса


Цель этого курса – взглянуть на чистописание через призму здравого смысла и истории письма, поднявшись на высоту птичьего полета над конкретными современными методиками. В каком направлении мы вообще движемся, обучая детей письму? Как различить плохие прописи и хорошие? Насколько принципиален тот или иной момент? Сейчас снова в моде острое перо и возвращение ранних советских и дореволюционных методик чистописания – как к этому относиться? Как привить ребенку любовь к письму, несмотря на то, что в современном мире, увы, можно вообще не писать от руки? Как «вытянуть» ребенка, если он уже научился писать, но назвать это беглым почерком явно нельзя?

Тема 1
Введение. Глобальные цели обучения письму: от развития мелкой моторики – к индивидуальному почерку.
Типы букв: печатные и письменные, большие и маленькие, кириллица и латиница (плюс цифры). Расклыдываем по полочкам, что нам предстоит освоить, а заодно разбираемся с терминологией.
Чем писать: карандаши, ручки, «перья-макалки», авторучки.
По какой разметке писать: частая косая линейка, косая линейка, разметка «РКШ», клетка, нелинованная бумага. Прямые и наклонные буквы.
Упражнения на развитие/проверку мелкой моторики.

Тема 2
Печатные буквы и цифры: детали их построения.
Если хватит времени, поговорим о «маленьких печатных» буквах (не «АБВГД», а «абвгд»: ребенку такие писать не нужно, но для взрослого это очень полезный навык)).

Тема 3
Письменные буквы, «большие» и «маленькие». Подробный разговор обо всех кириллических (плюс латинских) знаках. Разбираем весь алфавит, обсуждаем возможную вариативность.

Тема 4
Соединения букв, их типы. Верхние и нижние соединения. Безотрывное письмо: правда и вымысел ))

Тема 5
История наших букв. Эта тема – конек Андрея. С горящими глазами он рассказываю о том, как наши буквы дошли до современного состояния, и, по словам учителей и родителей, с не менее горящими глазами эту информацию воспринимают дети ) Оно и понятно: ты совсем иначе начинаешь смотреть на привычные формы, когда понимаешь, как они складывались.

Тема 6
Долгими веками, начиная с восемнадцатого столетия, наши школьные прописи ориентировались на острое перо с нажимом. Как бы ни относиться к возрождению письма пером в современных школах («Русская классическая школа», «Сталинский букварь»), этот инструмент заслуживает пристального внимания. За одно занятие никак не освоить все нюансы этой непростой техники, но обратить внимание на главное, войти в проблематику – да, вполне реально. Между прочим, современные дети часто с восторгом воспринимают эту технику и готовы, при правильном подходе, часами просиживать за палочками и ключочками. Взрослые – тем более )

Тема 7
От прописей – к индивидуальному почерку. На что обращать внимание? Где черпать вдохновение? Разбор, как говорится, «кейсов» – и современных, и исторических.

Есть ли у Андрея своя собственная методика обучения чистописанию?
Да, у Андрея есть своя методика, элементы которой внедряются и родителями на домашнем обучении, и учителями в школах. Но самое главное для него на этом курсе – научить глубоко разбираться в вопросе; объяснить логику. Не просто авторитарно показать, как должны, скажем, соединяться данные две буквы, а рассказать, какие возможны варианты и какие у них есть плюсы и минусы. Не просто осудить какие-нибудь современные прописи, но объяснить, в чем их слабые места и как можно выйти из положения.
Как у нас всё устроено
Раз в неделю мы встречаемся в Зуме, обсуждаем наши чистописанские итоги недели (если это не первое занятие, конечно), задаем вопросы, делимся сомнениями, хвастаемся результатами, после чего Андрей рассказывает, какая тема ждет нас на предстоящей неделе, и рассылает материалы по этой теме. Это и подробные видео (специально записанные Андреем для этого нашего набора), и прописи, и многое другое. Всю неделю мы активно обсуждаем всё это в закрытом чате.

Этот курс — это живое взаимодействие Андрея с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности.

Все материалы мы выкладываем на Яндекс Диск.
Закрытый чат
Закрытый чат в Телеграме — это очень важный жанр, основное место для общения участников группы и Андрея. Здесь Андрей выкладывает разнообразные материалы, здесь же отвечает на многочисленные вопросы учеников. Здесь у нас наверняка будет немало жарких споров, в результате этот чат даст очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и максимально актуальный.
Общение в этом чате не закончится с окончанием курса, а сам чат и все материалы курса останутся доступными навсегда.
Курс ведет Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает историческую каллиграфию. Пропустил «через свои руки» самые разнообразные русские исторические типы письма – от устава до беглых почерков советского времени. Куратор и участник выставок каллиграфии.
В связи с обучением собственных детей письму заинтересовался современным чистописанием, с изумлением обнаружил полную оторванность большинства современных методик чистописания и от всего исторического процесса, и от задачи научить писать на всю жизнь — и в результате создал этот курс.

Провел десятки мастер-классов для детей в самых различных школах, музеях, культурных центрах в ряде городов России. Сотрудничает со школами, занимающимися по программе «Русская классическая школа» и другим.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.). Создатель, организатор и ведущий каллиграфической конференции «Перья-крылья».

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Для затравки
Полуторачасовое видео, где Андрей Санников рассказывает про построение строчных букв
Время: новая тема начинается каждый четверг; встреча в Зуме – в 19:00.
Курс начинается 3 октября.
Цена: 10 000 руб.
Не можете присоединиться к этому набору, но заинтересовались курсом? Записывайтесь в предварительный список следующего набора (весна 2025)