Цель и программа курса
Цель этого курса – взглянуть на чистописание через призму здравого смысла и истории письма, поднявшись на высоту птичьего полета над конкретными современными методиками. В каком направлении мы вообще движемся, обучая детей письму? Как различить плохие прописи и хорошие? Насколько принципиален тот или иной момент? Сейчас снова в моде острое перо и возвращение ранних советских и дореволюционных методик чистописания – как к этому относиться? Как привить ребенку любовь к письму, несмотря на то, что в современном мире, увы, можно вообще не писать от руки? Как «вытянуть» ребенка, если он уже научился писать, но назвать это беглым почерком явно нельзя?
Тема 1
Введение. Глобальные цели обучения письму: от развития мелкой моторики – к индивидуальному почерку.
Типы букв: печатные и письменные, большие и маленькие, кириллица и латиница (плюс цифры). Расклыдываем по полочкам, что нам предстоит освоить, а заодно разбираемся с терминологией.
Чем писать: карандаши, ручки, «перья-макалки», авторучки.
По какой разметке писать: частая косая линейка, косая линейка, разметка «РКШ», клетка, нелинованная бумага. Прямые и наклонные буквы.
Упражнения на развитие/проверку мелкой моторики.
Тема 2
Печатные буквы и цифры: детали их построения.
Если хватит времени, поговорим о «маленьких печатных» буквах (не «АБВГД», а «абвгд»: ребенку такие писать не нужно, но для взрослого это очень полезный навык)).
Тема 3
Письменные буквы, «большие» и «маленькие». Подробный разговор обо всех кириллических (плюс латинских) знаках. Разбираем весь алфавит, обсуждаем возможную вариативность.
Тема 4
Соединения букв, их типы. Верхние и нижние соединения. Безотрывное письмо: правда и вымысел ))
Тема 5
История наших букв. Эта тема – конек Андрея. С горящими глазами он рассказываю о том, как наши буквы дошли до современного состояния, и, по словам учителей и родителей, с не менее горящими глазами эту информацию воспринимают дети ) Оно и понятно: ты совсем иначе начинаешь смотреть на привычные формы, когда понимаешь, как они складывались.
Тема 6
Долгими веками, начиная с восемнадцатого столетия, наши школьные прописи ориентировались на острое перо с нажимом. Как бы ни относиться к возрождению письма пером в современных школах («Русская классическая школа», «Сталинский букварь»), этот инструмент заслуживает пристального внимания. За одно занятие никак не освоить все нюансы этой непростой техники, но обратить внимание на главное, войти в проблематику – да, вполне реально. Между прочим, современные дети часто с восторгом воспринимают эту технику и готовы, при правильном подходе, часами просиживать за палочками и ключочками. Взрослые – тем более )
Тема 7
От прописей – к индивидуальному почерку. На что обращать внимание? Где черпать вдохновение? Разбор, как говорится, «кейсов» – и современных, и исторических.
Есть ли у Андрея своя собственная методика обучения чистописанию?
Да, у Андрея есть своя методика, элементы которой внедряются и родителями на домашнем обучении, и учителями в школах. Но самое главное для него на этом курсе – научить глубоко разбираться в вопросе; объяснить логику. Не просто авторитарно показать, как должны, скажем, соединяться данные две буквы, а рассказать, какие возможны варианты и какие у них есть плюсы и минусы. Не просто осудить какие-нибудь современные прописи, но объяснить, в чем их слабые места и как можно выйти из положения.