Каллиграфия для иконописцев:
онлайн-курс Андрея Санникова
Семь еженедельных занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до написания текстов.
Каллиграфия для иконописцев:
онлайн-курс Андрея Санникова
Семь еженедельных занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до написания текстов.
Для кого?
Для всех, кто занимается (или интересуется) иконописью, но не чувствует себя уверенно при работе с иконными надписями. Для тех, кого пугают буквы МР ѲѴ на Богородичных иконах и кто не помнит, какой штрих в букве Х должен быть толстый, а какой тонкий :)
Для тех, кто жалеет, что на стену в храме во время росписей нельзя вывести текст с принтера.
А если серьезно — это курс для тех, кто готов с кистью в руках погрузиться в мир славянских букв, понять их логику и пластику и познать ту особенную радость, которую дает уверенное и техничное написание шрифтовой композиции.
Программа курса

Основы

Тема 1. Церковнославянский алфавит, «экзотические буквы» (ять, омега, юсы и др.), диакритика (ударения и придыхание). Сокращения в церковнославянских текстах: титла, выносные буквы. Принятые у нас греческие сокращения.

Тема 2. Обзор типов древнерусского письма: глаголица, устав, младший устав, полуустав, скоропись, вязь. Плоское перо как основной инструмент славянского письма. Пластика плоского инструмента.

Вязь

Тема 3. Пластика острой кисти. Упражнения. Письмо одной кистью, но с разной насыщенностью. Выбор кисти. Кисть, брашпен и аквабраш. Алфавит иконописной вязи (в стилистике московских рукописей и икон XV–начала XVI вв.).

Тема 4. Иконные надписи: анализ и написание текстов, вопросы композиции. Способы написания слов святый и святая.

Тема 5. Книги и свитки на иконах: написание текстов.

Полуустав

Тема 6. Тропари и другие объемные тексты на иконах. Знакомство с полууставом, написание текстов.

Скоропись

Тема 7. Надписи в клеймах. Алфавит скорописи, написание текстов.

Дополнение. Исторические разновидности
Тема 8. Основные исторические разновидности письма иконных надписей. Византийская вязь, штамбовая (в т.ч. старообрядческая) вязь, вязь в России XIX века, «гражданское письмо» на иконах.
Как у нас всё устроено
Раз в неделю с 19:00 до 21:00 или чуть дольше — прямой эфир через Zoom. Мы не любим записанные курсы, хотя на них перешли, кажется, все российские школы каллиграфии. У нас нет кураторов — только сам Андрей, основатель школы и автор курса. Каждый наш курс — это живое взаимодействие Андрея с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности, поэтому даже на курсах, проходящих регулярно, каждый наш вебинар — всегда особенный.

Но все эти вебинары, разумеется, можно смотреть и в записи: мы выкладываем их на Яндекс Диск.
Закрытый чат
Закрытый чат в Телеграме — это жанр, который в принципе отсутствовал у нас во времена очных занятий (а Андрей преподает каллиграфию с 2011 г.) и который оказался одним из важнейших достоинств онлайн-формата. Здесь Андрей высказывает свои замечания по поводу присланных работ, выкладывает разнообразные дополнительные материалы и задает каверзные задачки «прочитай вязь», здесь же отвечает на многочисленные вопросы учеников. Но кроме того, поскольку ученики у нас всегда очень заинтересованные и «сильные» , в таких чатах на каждом курсе у нас идет активнейший обмен самыми разнообразными каллиграфическими материалами: историческими образцами, ссылками, документами.
В результате этот чат дает очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и на каждом наборе свой.
Общение в этом чате никогда не заканчивается с окончанием курса, а сам чат остается доступен навсегда.
Работа с историческим материалом
Наш курс, хотя и обзорный, — это не заигрывание с древнерусскими формами, а максимальное погружение в исторический материал. Мы никогда не рассуждаем по принципу «я художник, я так вижу», но с инструментом в руке всматриваемся в исторические образцы.
Что понадобится для занятий?
Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — там всё можно будет подробно обсудить.

А нашу стандартную разметку можно скачать тут.
Автор и ведущий курса – Андрей Санников, основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Спикер Высшей школы брендинга.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.). Создатель, организатор и ведущий каллиграфической конференции «Перья-крылья». Куратор и участник выставок каллиграфии.
Основные сферы интересов — древнерусское письмо, каллиграфия в иконописи, современное чистописание.

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Работы учеников Андрея Санникова
Для затравки
Андрей Санников на конференции «Перья-крылья» рассказывает про вязь
Отзывы учеников
Время: по средам или пятницам (точно еще не решили) с 19:00 до 21:00 или чуть дольше.
Первое занятие: 27 ноября.
Объем курса: семь занятий + дополнительные записанные видео.
Все занятия можно смотреть в записи.
Форматы участия
Упрощенный
9 000 руб.
• Участие в прямых эфирах
• Записи эфиров (доступ на время прохождения курса)
• Закрытый гугл-документ с материалами курса
Полный
15 000 руб.
• Участие в прямых эфирах
• Записи эфиров (доступ на три месяца)
• Закрытый гугл-документ с материалами курса
• Проверка Андреем работ; участие в групповом чате
• Сертификат о прохождении курса, каллиграфически подписанный Андреем Санниковым


Расширенный
19 000 руб.
• Участие в прямых эфирах
• Записи эфиров (доступ навсегда)
• Закрытый гугл-документ с материалами курса
• Проверка Андреем работ; участие в групповом чате
• Сертификат о прохождении курса, каллиграфически подписанный Андреем Санниковым

• Помощь Андрея в работе над реальными иконописными проектами (в течение трех месяцев после окончания курса)
Не можете присоединиться к этому набору, но заинтересовались курсом? Записывайтесь в предварительный список следующего набора (предварительно – осень 2025 г.), тогда Вы узнаете о курсе в первых рядах и получите нешуточную скидку!