Каллиграфия для иконописцев:
онлайн-курс Андрея Санникова
Десять еженедельных занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до написания текстов.
Каллиграфия для иконописцев:
онлайн-курс Андрея Санникова
Десять еженедельных занятий: практика создания иконных надписей. От базовых упражнений до написания текстов.
Для кого?
Для всех, кто занимается (или интересуется) иконописью, но не чувствует себя уверенно при работе с иконными надписями. Для тех, кого пугают буквы, написанные в нимбе Спасителя или загадочное МР ѲѴ у Богородицы :)
Для тех, кто иногда тайно жалеет, что на икону нельзя вывести текст с принтера, и тех, кто не помнит на память, какой штрих в букве Х должен быть толстый, а какой тонкий :)
А если серьезно — это курс для тех, кто готов с кистью в руках погрузиться в мир славянских букв, понять их логику и пластику и познать ту особенную радость, которую дает уверенное и техничное написание шрифтовой композиции.
Программа курса

Блок 1. Основы


Занятие 1. Церковнославянский алфавит, «экзотические буквы» (ять, омега, юсы и др.), диакритика (ударения и придыхание). Цифирь. Сокращения в церковнославянских текстах: титла, выносные буквы. Принятые у нас греческие сокращения.

Занятие 2. Обзор типов древнерусского письма: глаголица, устав, младший устав, полуустав, скоропись, вязь. Плоское перо как основной инструмент славянского письма. Пластика плоского инструмента.

Занятие 3. Пластика острой кисти. Упражнения, отдельные буквы. Письмо одной кистью, но с разной насыщенностью. Выбор кисти.

Блок 2. Вязь

Занятие 4. Алфавит иконописной вязи (в стилистике московских рукописей и икон XV–начала XVI вв.).

Занятие 5. Иконные надписи: анализ и написание текстов, вопросы композиции. Способы написания слов святый и святая.

Занятие 6. Книги и свитки на иконах: написание текстов.

Блок 3. Полуустав

Занятие 7. Тропари и другие объемные тексты на иконах. Знакомство с полууставом, написание текстов.

Блок 4. Скоропись

Занятие 8. Надписи в клеймах. Алфавит скорописи, написание текстов.

Блок 5. Исторические и современные примеры

Занятие 9. Основные исторические разновидности письма иконных надписей. Византийская вязь, штамбовая (в т.ч. старообрядческая) вязь, вязь в России XIX века, «гражданское письмо» на иконах. Основные особенности различных техник: доски, золотое шитье, резьба, чеканка. Контрформа.

10. Анализ современных иконных надписей. Критерии оценки.
Как у нас всё устроено
Раз в неделю с 19:00 до 21:00 или чуть дольше — прямой эфир. Мы не любим записанные курсы, хотя на них перешли, кажется, все российские школы каллиграфии. У нас нет кураторов — только сам Андрей, основатель школы и автор курса. Каждый наш курс — это живое взаимодействие Андрея с данной конкретной группой учеников, с максимальной степенью интерактивности, поэтому даже на курсах, проходящих регулярно, каждый наш вебинар — всегда особенный.

Но все эти вебинары, разумеется, можно смотреть и в записи.
Закрытый чат
Закрытый чат в Телеграме (для полного и расширенного форматов участия) — это жанр, который в принципе отсутствовал у нас во времена очных занятий (а Андрей преподает каллиграфию с 2011 г.) и который оказался одним из важнейших достоинств онлайн-формата. Здесь Андрей высказывает свои замечания по поводу присланных работ, выкладывает разнообразные дополнительные материалы и задает каверзные задачки «прочитай вязь», здесь же отвечает на многочисленные вопросы учеников. Но кроме того, поскольку ученики у нас всегда очень заинтересованные и «сильные» , в таких чатах на каждом курсе у нас идет активнейший обмен самыми разнообразными каллиграфическими материалами: историческими образцами, ссылками, документами.
В результате этот чат дает очень существенный «прирост информации» по теме курса, причем заранее не запланированный и на каждом наборе свой.
Общение в этом чате никогда не заканчивается с окончанием курса, а сам чат остается доступен навсегда.
Работа с историческим материалом
Наш курс, хотя и обзорный, — это не заигрывание с древнерусскими формами, а максимальное погружение в исторический материал. Мы никогда не рассуждаем по принципу «я художник, я так вижу», но с инструментом в руке всматриваемся в исторические образцы.
Что понадобится для занятий?
Если чего-то нет — не страшно. Можно докупить со временем или заменить чем-то аналогичным. У нас же будет закрытый чат — там всё можно будет подробно обсудить.

А нашу стандартную разметку можно скачать тут.
Андрей Владимирович Санников
Выпускник филологического факультета МГУ и аспирантуры Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.

Более 20 лет занимается научной работой, более 12 лет преподает каллиграфию.

Научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.
Спикер Высшей школы брендинга.

Как каллиграф и преподаватель сотрудничает с Российской государственной библиотекой, Государственным историческим музеем, Музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музеем «Куликово поле», различными иконописными мастерскими и мн. др.
Куратор и участник выставок каллиграфии.
Основные сферы интересов — древнерусское письмо, каллиграфия в иконописи, современное чистописание.

Автор научных статей, соавтор научных монографий и словарей. Соавтор книги «Русское письмо: история букв и каллиграфия» (лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» 2018 г.).

Вместе с женой растит шестерых детей, из них четверо школьников на домашнем обучении )
Работы учеников Андрея Санникова
Для затравки
Видео, как Андрей Санников пишет алфавит брашпеном.
Отзывы учеников
Когда начинать новый набор, мы пока не решили. Но в любом случае он не за горами! Запишитесь в предварительный список, тогда мы предупредим Вас заранее и предложим скидку!